Великий пост длится шесть недель, за ним следует Страстная седмица. Всего получается 49 постных дней. Всё это предваряет праздник праздников — Светлое Христово Воскресение.

Духовная цель поста есть очищение души человека, изменение себя для Царствия Небесного. Для этого Церковь предлагает своим чадам духовные упражнения — усиленную молитву, воздержание духовное и телесное.

Сам пост был установлен Богом ещё в Раю. Святитель Василий Великий пишет по этому поводу следующее: «Углубись в историю и ищи древность его происхождения. Пост — не новое изобретение, но драгоценность отцов. Всё отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь. А это не ешь есть узаконение поста и воздержания».

Тем более пост стал актуален для людей после преступления Адамом и Евой этой главной заповеди. Грехопадение разломило человека и весь мир на многие осколки. Злодеяния стали увеличиваться со страшной силой. Уже плоть, а не дух стала вести человека. Животный мир начал питаться плотью друг друга.

***

В Ветхом Завете известен пост, заповеданный Богом израильтянам через пророка Моисея. Он был однодневный и строгий (полное неядение). Соблюдался в день Великого Покаяния, или Умилостивления. Этим постом евреи просили милости у Бога за свои грехи.

После вавилонского пленения были установлены и другие посты в память о значительных духовных и национальных событиях, а также различных бедствиях. Помимо регулярных постов, Библия в этот период упоминает и об особенных постных днях, объявлявшихся в исключительных случаях.

В Ветхом Завете мы также встречаемся и с частными постами отдельных людей. Например, пророк Моисей, прежде чем принять от Бога десять заповедей, постился сорок дней и ночей. Как повествует книга Исход, находясь на горе Синай, он не ел хлеба и не пил воды. Сорок дней постился также и пророк Илия на пути до горы Хорив. Жители Ниневии избежали грядущей катастрофы, ответив на проповедь пророка Ионы постом и покаянием.

В Новом Завете мы видим двух людей, тесно связанных со Христом, о которых говорится как о великих постниках. Это пророчица Анна, встретившая вместе с праведным Симеоном Богомладенца в Иерусалимском храме. Евангелист Лука пишет, что она не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. Это Иоанн Креститель, чья строжайшая жизнь в пустыне и проповедь были обращением к народу с призывом обратиться к Богу через покаяние и пост.

Наконец, сам Спаситель после своего Крещения удаляется в пустыню, где постится сорок дней. Как пишет евангелист Лука, этим постом, в течение которого Христос ничего не ел, а также молитвой Он готовился к своей общественной проповеди. Тем самым Христос не только подтвердил закон о посте, но и оставил нам Свой личный пример для подражания и спасения.

***

При этом Спаситель жёстко порицает формальное отношение к посту, как и вообще к духовной жизни. То, что мы сейчас называем фарисейством.

В Своей Нагорной проповеди Христос указывает нам, каким должен быть истинный пост. «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:16-18). По толкованию преподобного Максима Исповедника, голова — это наш ум, который Спаситель повелевает помазать, то есть украсить Божественным знанием. Наше лицо — это жизнь, и её надо умыть, очистить от всякой греховной скверны.

Христос также говорит о молитве и посте как о силе, способной изгонять бесов. Так Он отвечает ученикам, спросившим Его, почему они не могли исцелить бесноватого юношу: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». (Мк.9:29)

Кроме этого Христос предупреждает учеников Своих о том, что пост им нужен будет после того, как Он покинет их. «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни». (Лк.5:33-35)

Эти слова Спасителя относятся не только к апостолам, но и ко всем нам христианам. Пост — это время, когда каждый воин Христов, независимо от возраста и пола, должен становиться на страже своей бессмертной души. Ибо сам Господь Бог снисшёл к нам, распялся и воскрес, открывая нам путь к собственному воскресению.

Священник Дионисий Семенцов

Фото Светланы Володиной