Ретро-автомобили Фаиля Синакаева на дороге вызывают весь спектр эмоций: восхищение, гордость и даже зависть. Равнодушными эти возрастные красавцы не оставляют никого. В данный момент рестав- ратор готовит свой автопарк к началу нового сезона. В нём есть и «новобранец», которо- му исполнилось 82 года.

Первая любовь

Мы разговариваем с Фаилем Синакаевым в его гараже. В помещении царит почти идеальный порядок: внимание к рабочим условиям у автолюбителей-реставраторов нередко возведено в ранг кредо. Любовь к вещам из прошлого здесь чувствуется во всём. На журнальном столике из семидесятых — радио примерно того же возраста и магнитофон из перестроечных времён. К нему же прилагается коллекция кассет, чудесным образом до сих пор не размагнитившихся. В углу холодильник «ЗиЛ», гость из шестидесятых. Атмосферно, что и говорить.

Любовь к ретро-технике у автолюбителя проснулась в конце двухтысячных. «В моей семье личного автомобиля никогда не было, зато у моих родственников были и «Победы», и «Волги», «Запорожцы». Как правило, на них мы выезжали в лес, на рыбалку. Хорошая была техника. Я много лет занимаюсь покраской авто, но никогда не думал, что свяжу свою жизнь с реставрацией. В 2009 году я впервые увидел отреставрированную 21-ю «Волгу» третьей серии. Владелец припарковал машину на стоянке, что неподалёку, я ходил вокруг нее, глаз отвести не мог. Потом подумал: почему бы и мне не приобрести такую?» — рассказывает Фаиль.

И он её приобрёл. Счастливый обладатель раритетной машины приступил к работе — перебрал двигатель, ходовую, привёл в порядок салон. Базовый белый цвет дополнил бордовым — в таком дизайне наши автомобили отправлялись исключительно на экспорт. Кстати, эту модель «Волги» можно смело отнести к бизнес-классу. Комфортный салон, экстерьер с намёком на «американскую мечту», высокий клиренс, позволяющий передвигаться по бездорожью — эта машина не для простых смертных. «Это — моя первая любовь, я езжу на ней исключительно летом. Сейчас она снова нуждается в небольшом ремонте, поэтому и содержится в тёплом боксе. Рассчитываю к лету привести машину в порядок», — говорит Фаиль.

Далее, по счастливой случайности, в его руки попал очень редкий агрегат — «Волга» первой серии, та самая, со звездой на капоте. Как-то раз Фаиль возвращался в Сергиев Посад из столицы. На светофоре поравнялся с «единичкой», сошедшей с конвейера в конце пятидесятых. Как водится, посигналил в знак уважения, показал человеку за рулём «класс». «Когда понял, что водитель, как и я, поворачивает в сторону Вакцины, решил с ним пообщаться. Свернули на обочину, поговорили. Мужчина рассказал, что машина принадлежала некому академику Чибисову, что приобрёл он её в столице. Долгое время она стояла в чьём-то гараже, а после — в нашем городе, в огороде — под открытым небом. По счастливой случайности, именно в тот день владелец решил её завести и проехаться», — вспоминает реставратор. Фаиль предложил «Волгу» выкупить и в скором времени сделка состоялась. Обратите внимание на дизайн авто. Очень напоминает американский Ford Mainline, не правда ли? Комфорт — превыше всего.

83 года — возраст самого «раритетного» автомобиля в коллекции Фаиля Синакаева

Знак качества

Следующим в коллекции стал бюджетный горбатый «Запорожец» 1965 года выпуска. Легендарная малолитражка, маловместительная, но надёжная, как автомат Калашникова. Что немаловажно, весьма бюджетная — в восьмидесятых такую можно было приобрести за тысячу рублей. Эта гостья, дошедшая до нас из времени надежд и оптимизма, когда-то была спроектирована под влиянием итальянского Fiat 600. Главным визуальным отличием иностранного близнеца было отсутствие «горба». «В отличие от «Волги» первой серии здесь оригинальный салон. Я почистил обшивку, где требовалось — подшили. С этим помогает сестра, швея по специальности. И вот, машинка в строю», — говорит Фаиль.

Этот трудяга нам, привыкшим к определённым стандартам, буквально «взрывает» мозг: двери у него открываются в обратную сторону, двигатель расположен сзади, а багажник спереди. И места в отсеке для вещей так мало, что в нём едва помещается одинединственный чемодан

Именно по этой причине на крыше агрегата всегда красовался багажник, при помощи которого советские автомобилисты умудрялись перевозить ну очень габаритные вещи. Кстати, вес «Запорожца» ЗАЗ-965 составляет всего 600 килограммов. При желании такого конька-горбунка могут перенести на руках несколько крепких мужчин. «У всех советских авто была одна отличительная черта: они были рассчитаны на длительную эксплуатацию. Благодаря этому они и живы. Металл, из которого производился кузов, был довольно прочным, не то, что сейчас. Современные машины производятся с расчётом на прибыль. Чем чаще они ломаются, тем лучше для производителя. Тогда же всё делали на совесть», — считает реставратор.

Фаиль рассказывает, что однажды на любимой «Волге» третьей серии попал в ДТП: въехал в разворачивающуюся в неположенном месте «Ладу». Тяжёлая машина, вес которой составляет 1,8 тонны, практически не пострадала. А вот современный «ВАЗ» отправился в утиль.

Есть в коллекции Фаиля новобранец: легендарный «Опель — Олимпия» 1938 года выпуска. Такие машины обычно попадали в СССР в виде военных трофеев

В Германии они так же, как и «Волга», производились сериями. Этот автомобиль второй серии разошёлся тиражом в 166 тысяч и стал самым массовым довоенным германским малолитражным автомобилем. Говорят, на фронте ему не нашлось применения, зато его активно использовали полицейские рейха. «Достался он мне в не очень хорошем состоянии. Кузов был сварен, но очень криво. Для того чтобы привести «Олимпию» в порядок, потребовалось искать «донора» — аналогичный автомобиль. Таковой нашёлся в Железнодорожном. Он в полном порядке, но не на ходу. С наступлением тепла приступлю к реставрации», — рассказывает о планах реставратор.

«Долгие» деньги

Реставрация раритетного авто — почти всегда длительный процесс. У Фаиля на одну машину уходит несколько лет. Несмотря на то информационное благо, которое даёт нам интернет, поиск той или иной запчасти может растянуться на месяцы. Цены на многие комплектующие кусаются, так что хобби это весьма затратное. Но с возможной финансовой отдачей в будущем. «Возрастные машины хороши тем, что они дорожают год от года. Сейчас цена на такое авто может составлять от 500 тысяч до 2,5 миллиона рублей, здесь всё зависит от года и состояния. Учитывая то, что это модели, уходящие в историю, мои машины будут только дорожать», — говорит коллекционер.

Впрочем, в настоящий момент они приносят Фаилю скорее эстетическое удовольствие. Реставратор мечтает организовать в Сергиевом Посаде тематический автопробег к 1 Мая или в День Победы. Говорит, его готовы поддержать коллеги по цеху из других городов Подмосковья. Поддержим идею коллекционера-любителя?

Евгения Николаева