В преддверии массовых крещенских купаний редакция газеты «Вперёд» пообщалась с человеком, которому не нужно искать формального повода окунуться в прорубь. Егор Селихов, не раз становившийся героем публикаций о спортивных достижениях, поведал о своём экстремальном хобби.

Егор Селихов, 23 года Профессиональный спортсменпауэрлифтер (штангист). В годы спортивной активности с 2014 по 2019 год стал чемпионом России, Европы и мира среди юниоров в абсолютном зачёте. Работает в Физкультурноспортивном клубе ГТО в Сергиевом Посаде. Окончил Мосспортакадемию. Обучается в магистратуре МПГУ на политического журналиста.

— Расскажите о «моржовом» сообществе Сергиева Посада. Много ли вас, как находите друг друга, есть ли какая-то структура, напоминающая байк-клубы или футбольные фан-клубы?

— Никакого организованного сообщества моржей у нас в округе я не знаю. По крайней мере, я к клубам не отношусь. Возможно, где-то что-то есть, но до меня эта информация не дошла. Собираемся с энтузиастами, которым нравится эта тема, и едем на машинах. От двух до пяти человек. Это никакая не структура. Просто круг общения.

— Какие водоёмы предпочитаете?

— Радонеж, Гремячий ключ, любые водоёмы на территории Сергиево-Посадского округа: Ваулино, Садовниково. Много интересных локаций. Стараемся не привязываться к какой-то одной и себя не ограничивать.

— Опишите ваш первый опыт погружения в ледяную воду.

— Он спонтанный. Мы с тренером решили поехать и искупаться. Это было в октябре-ноябре 2015 года, в открытом водоёме. Замысел был — изменить тренировку. Сделать что-то нестандартное. Попробовали — понравилось. С тех пор пять лет «моржуем».

— Как это происходит? Увидел на градуснике сильный мороз, бензопилу в руку и вперёд?

— Бензопилы, конечно, сильно сказано. Но топор, кувалда и большой колун вполне годятся. Одно условие — лёд обязательно должен быть толстым. Иначе небезопасно.

— Есть какие-то особые ритуалы? Зарядка, медитация, 5 рублей под левую пятку…

— У каждого ритуал свой — строго индивидуальный. Мне кажется, по этой теме можно интересный научный материал сделать психологический, кто и как готовится. Кто-то прикрикивает, кто-то постукивает себя, чтобы разогнать кровь, кто-то совершает разминку, кто-то заходит в прорубь спокойно, как к себе домой. Что касается меня — я этим занимаюсь давно. Стараюсь делать осознанно, абстрагироваться от всего — есть только я и вода.

— Давайте опишем идеальную и экстремальную среду для «моржа».

— Нюансов, на самом деле, хватает. Если местность закрытая и ветра нет, воздух сухой — купаться будет комфортно. Если пространство открытое и дует влажный ветер — будет очень некомфортно и тяжело. Если за окном «минус три-пять» — это повод никуда не ехать. А «минус двадцать-тридцать» — очень хороший минус. В позапрошлом году как увидели на градуснике серьёзный минус, сразу собрались.

— Хоть раз болели после процедур?

— Никогда в жизни. Вообще, заметил закономерность: до того, как начал закаляться, болел довольно много всякими респираторными заболеваниями. После того как стал «моржевать» — стабильно один раз в год — либо в переходный период с осени на зиму, либо с зимы на весну. Но не больше. Когда купаешься меньше, сразу организм бунтует.

— Родня не ругается, не крутит пальцем у виска?

— Сначала все в основном относятся скептически. Потом, как объяснишь, вопросов не возникает.

— Легко ли сагитировать человека с нуля?

— Доводилось. Многих приобщили к делу. Многое зависит от того, хочет человек это изначально или нет — если не хочет, то уломать не получится.

— Морж любит зиму больше, чем лето?

— Есть такое. Многие, с кем общался, говорят, что это своего рода наркотик. В процессе смены температуры происходит выброс эндорфинов: человек к этому привыкает — гормональным качелям, которые приносят удовольствие. Сколько раз купаемся за сезон — не считаем. Как минус хороший — сразу выбираемся.

— Не было желания попробовать экстремальные водоёмы Крайнего Севера?

— Было и есть. С огромным восхищением смотрю на людей, которые ездят, ставят перед собой цели, достигают. Кто-то даже подводным плаванием умудряется заниматься в таких условиях. Если будет такая возможность, обязательно её использую.

— Как «моржи» относятся к крещенскому купанию?

— От лица всех моржей говорить не буду, в целом, нейтрально. Но если человек окунается в прорубь неподготовленным и пьяным — это нарушение всех мыслимых норм безопасности.

— Есть ли, на ваш взгляд, противопоказания для хобби?

— Конечно, есть. Одним людям здоровье позволяет заниматься без ограничений. Другим необходимо подходить к вопросу очень аккуратно. Вообще, начинать «моржевать» лучше с контрастного душа.

— Пару советов тем, кто хочет приобщиться к моржеванию.

— Ныряйте и не задавайте лишних вопросов, надо или не надо. Если хочется и потянуло — самый первый душевный позыв всегда правильный. Но… нужно изучить много информации. Можно мне написать — я есть в социальных сетях, если интересно. В интернете много информации спорной, где-то пишут откровенный бред, лучше перепроверить. Ну и, конечно, ищите оптимальное время, которое организм позволяет пробыть в холодной воде. И всё будет хорошо.

Неофициальная статистика насчитывает сотни тысяч любителей зимнего плавания или моржевания. Хобби широко распространено в России, Скандинавии, Северной Америке и Китае. С 2000 года проводятся соревнования среди «моржей» девяти возрастных категорий, включающие в себя заплывы на 25, 50 и 450 метров, а также эстафеты. В нашей стране соревнуются «моржи-марафонцы», которые преодолевают в ледяной воде километр и более. Медицинские оценки такого вида спортивного закаливания крайне противоречивы.

Беседовал Сергей Рунько