С 1 января 2021 года вступили в силу поправки к Трудовому кодексу, регламентирующие дистанционную работу. Рассказываем о правах, которые появятся у работника и работодателя, и о причинах, по которым с удалённым сотрудником может быть расторгнут трудовой договор.

Офис на кухне

В апреле произошло то, о чём в той, «докоронавирусной эре» многие из нас и помыслить не могли — 30 % сотрудников предприятий, учреждений и организаций перешли на удалённую работу. Именно в этот момент видеоконференции, чаты в мессенджерах и электронная почта окончательно и бесповоротно стали частью нашей жизни. Они вошли и обосновались в ней по-хозяйски, теперь без всего этого организовать рабочий процесс не то что сложно — невозможно.

Оксана Белова — юрист, специализирующийся на подготовке документации для участия в государственных закупках. Она рассказывает, что для неё переход на удалённую работу происходил довольно болезненно. Значительную роль сыграл вопрос взаимодоверия. «Здесь речь идёт о коммерческой тайне. Когда я прихожу в офис и работаю за компьютером работодателя, это одно — он может контролировать весь процесс от а до я. Случись утечка закрытой информации, он поймёт, с кого и что спрашивать. Когда руководству потребовалось перевести меня на удалёнку, встал вопрос о конфиденциальности. Решение было найдено: мы составили дополнительное соглашение о неразглашении коммерческой информации, как это обычно происходит на стратегических предприятиях. Только после этого я «переехала» работать домой. В торгах, правда, по-прежнему участвую из офиса», — рассказывает юрист.

Удалённо — не значит сокращённо

По словам Оксаны, тогда начальник сомневался: подойдёт ли такая форма работы для его организации? Мол, заленятся подчинённые, перестанут трудиться, как должно. Но альтернативы особой не было: за несоблюдение правил по численности сотрудников организации грозил штраф. На удалёнку, как того и требовал закон, отправились 30 % персонала.

Опасения руководителя не подтвердились: подчинённые, опасаясь потерять в такое сложное время работу, словно зубами в неё вцепились. И неспроста, ведь именно в апреле начались массовые увольнения.

По статистике, предоставленной Центром занятости населения, в начале пандемии безработных в Сергиево-Посадском городском округе насчитывалось чуть более девятисот человек. Теперь эта цифра выросла до 4,5 тысячи. И это при том, что открытых вакансий почти вдвое меньше. «К нам идёт вал безработных», — сообщила газете «Вперёд» начальник Сергиево-Посадского центра занятости населения Ольга Кондратьева.

Летом же, когда стало очевидно, что коронавирус исчезать не собирается, шеф предоставил Оксане выбор — выходить на постоянную работу в офис либо оставаться дома. Так как систему взаимодействия была отлажена и сбоев не давала, она выбрала последнее. «Я живу с престарелыми родителями. Они-то в самоизоляции, но что толку от неё, если я буду ездить в маршрутных такси, где есть возможность подхватить вирус?» — резонно замечает она. Так и работает с тех пор — с кухни панельной многоэтажки в Пересвете.

Вспоминая личный опыт перехода на удалёнку, улыбаюсь: порой для того, чтобы спокойно поговорить по телефону, нередко приходилось прятаться в ванной или на кухне, как это делает Оксана. Согласитесь, сложно общаться с кем-либо, если на заднем плане громко просит поесть кошка, чего-то активно требует ребёнок или кому-то из домашних пришло в голову сделать телевизор погромче. Всем настоятельно рекомендовали оставаться дома, как говорится, уживались, как могли.

Сейчас многие из нас продолжают работать удалённо — адаптировались. И, похоже, что это надолго: коронавирус продолжает своё торжественное шествие по миру и, говорят, даже снова мутирует. И в конце года законотворцы приняли решение закрепить в Трудовом кодексе понятие «удалённая работа».

Удалёнка — не повод снижать зарплату

Понятие «дистанционная работа» и ранее присутствовало в ТК. Но если раньше этот раздел содержал пять статей, то теперь их девять. Главное нововведение — поправки позволяют работодателю отправлять своих сотрудников по домам без их согласия, если на то требуются основания. Перевод на удалённый труд должен быть оформлен трудовым договором или соглашением.

Удалёнка может быть трёх видов — постоянной, временной (соглашение или договор заключаются на срок до 6 месяцев) или периодической, как в случае нашей героини Оксаны. Заверять документы при приёме или увольнении можно ЭЦП — электронной цифровой подписью, при этом работник может запросить заверенные копии документов в бумажном виде.

Больничный для сотрудника, работающего удалённо, тоже сохраняется — лист нетрудоспособности направляется в организацию по почте, либо, если он оформлен в электронном виде, ответственному лицу сообщается его номер и серия.

А вот теперь самое интересное: дистанционная или удалённая работа (это теперь тождественные понятия) предполагает режим рабочего дня. Работодатель может включить этот пункт в «тело» договора или трудового соглашения. Это допустимо в случае, если сотрудник и работодатель не вполне друг другу доверяют. Если же взаимопонимание достигнуто и стороны друг друга не подводят, то и нужды в этом нет.

Дистанционка не даёт право работодателю снижать заработную плату. Даже наоборот: поправки обязывают обеспечить удалённого сотрудника всем необходимым — компьютером, если такового нет, телефонной связью. Но и это ещё не всё. «Возможно по согласованию использование средств работника с выплатой ему компенсации. Размер компенсации определяется коллективным договором или локальными актами», — говорится в новой версии раздела Кодекса.

Всё остальное, что предусматривает при трудоустройстве Кодекс, также сохраняется — отпуска, командировки, правила техники безопасности. Исключение — охрана труда, по-видимому, из-за того, что работодатель не может отслеживать соблюдение этого пункта. А вот причин для увольнения сотрудника стало больше: если подчинённый не выходит на связь более двух дней и не выполняет свои обязанности, трудовой договор может быть расторгнут в одностороннем порядке.

Работодатель может перевести сотрудника на удалёнку в случае техногенной или природной катастрофы, ЧП на производстве, а также в случаях, когда есть угроза жизни населению. В нынешней ситуации в качестве угрозы выступает пандемия, а это значит, что коронавирус — это уважительная причина для перевода на «дистант».

Евгения Николаева

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Татьяна Накорякова, представитель уполномоченного по правам человека в Московской области:

— На основании Трудового кодекса, если работник переведён на удалённую работу, то все трудовые споры между ним и работодателем также решаются правовом поле — в рамках комиссии по трудовым спорам, на уровне профсоюза, в суде.