Кражи предметов искусства в Сергиевом Посаде случаются редко — вспоминается разве что ограбление несуществующей ныне галереи «Риза» в начале 2000-х. На этот раз не повезло Татьяне СТЕПАНОВОЙ — её картина на днях исчезла с выставки. Она обратилась в редакцию «Вперёд» в надежде на то, что кто-то из читателей рано или поздно встретит эту работу в продаже или при других обстоятельствах и будет в курсе происхождения полотна. Мы связались с бизнес-центром «Александрийский», где проходила выставка, и с художниками и галеристами, чтобы помочь другим начинающим авторам не оказаться в подобной ситуации.

Ни акта, ни камер

Договор при размещении работ Татьяна не заключала, и формально предъявить претензии не получится. Ситуация осложняется тем, что, с её слов, устные договорённости о развеске проходили с прежним владельцем центра, но за время выставки собственник здания сменился, и ей непонятно, кто сегодня должен взять на себя ответственность. Это оживлённое место в «Александрийском», здесь бывают и работники офисов, и посетители, и гости ресторана. С одной стороны, это увеличивает аудиторию, с другой — повышает риск.

Пустое место зияет среди ряда картин, а на месте одинокого крючка ещё недавно была работа, и это наводит автора на мысль о том, что пропажа была не случайным повреждением или другим казусом.

Татьяна — художник-любитель, стоимость пропажи, выраженная в рублях, относительно невелика. Саму работу она оценивает примерно в пять тысяч, чуть меньше она заплатила за раму и антибликовое стекло.

Камеры наблюдения, пояснил нам управляющий центром Дмитрий Артёмов, момент кражи не зафиксировали — данные хранятся неделю, и результата они не дали.

Татьяна также утверждает, что конкретно этот участок выставки не просматривается, и отследить возможную кражу можно было бы только косвенно, с соседних камер. «Татьяна приходила и что-то меняла из этих картин, какие-то забирала, другие размещала. Мы давали ей стремянку, она работала сама, и всё это было на доверии», — объясняет ситуацию Дмитрий. Должного контроля за экспозицией, по его словам, не было ни со стороны автора, ни со стороны «Александрийского». Вины с себя и своих сотрудников он не снимает и также сожалеет о случившемся.

Что делать художнику?

Не стоит отдавать картины без актов приёма-передачи, в котором было бы указано название и размер работы. Даже если вам повезло и у вас такие же хорошие и прочные отношения с площадкой, какие были у «Александрийского», Татьяны Степановой и её педагога, помогавшей с организацией выставки, следует помнить, что документ придаст автору спокойствия и побудит площадку отнестись к размещению более внимательно.

Проследите, чтобы работы попадали в зону обзора камер, и старайтесь периодически навещать свои картины — у камер есть срок хранения данных, и момент пропажи можно упустить.

Страховать картины в Сергиевом Посаде как-то не принято. «И раньше не было такого, и сейчас, насколько я знаю. Полагаются на авось», — рассказал художник Сергей Небесихин. Тем не менее, по его словам, всё это единичные случаи, и системы они не составляют: «В банках ограбления случаются чаще, чем в музеях».

Важно подписывать работы, добавляет куратор галереи «Арт-Баzа» Марья Яжук. Часто, особенно во время крупных выставок — например, всероссийского уровня — случается путаница. Начинающие авторы иногда стесняются ставить подпись на лицевой стороне или ещё не придумали его, а зря. Иногда даже маленький росчерк в углу может помочь.

Но, к сожалению, от неприятностей не застрахованы даже профи. Как говорит Марья, вряд ли найдётся художник, у которого в жизни бы не случилось какое-нибудь приключение с картинами.