Только на первый взгляд кажется, что новая выставка в историко-художественном музее-заповеднике показывает предметы совсем уж далёкой старины — иконы, чаши, шитьё, богослужебные принадлежности и рукописные книги.

На самом деле «Встреча с прошлым» гораздо ближе, чем можно подумать — она не о XVI веке и иже с ними, а о нашем, двадцатом.

Все эти предметы могли остаться в Сергиевом Посаде и составить местный золотой фонд, если бы не последствия 1917 года, когда в течение десятилетий сокровища из Троице-Сергиевой лавры, в первую очередь, дары императоров, перемещались в крупные музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Часть изымалась в пользу Гохрана — фонда драгоценных металлов и драгоценных камней молодой советской республики, другие были утрачены, третьи уезжали на выставки в крупные музеи двух столиц и не возвращались домой. Среди аргументов в пользу перемещения — ведущие музеи могли обеспечить сохранность ценностей, отреставрировать их и открыть миру.

Это большой проект крупнейших музеев страны: впервые в одном зале показаны разделённые редкости, так или иначе оказавшиеся в Музеях Московского Кремля, в Третьяковке, Историческом музее, Российской государственной библиотеке — Ленинке, в Эрмитаже.

Выставка отдаёт дань уважения членам Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры — по сути основателям первого светского музея в нашем городе, специалистам в древнерусской культуре.

Весной этого года минуло ровно сто лет, как комиссия открыла музей, именно эта дата стала точкой отсчёта для музея современного. Два долгих года потребовалось той комиссии, чтобы описать более 10 тысяч предметов, и за десять лет работы нового музея его фонды пополнились в общей сложности на 25 тысяч экспонатов.

Трудами комиссии предметы культа перешли и в культурологическую плоскость, сохранив жизнь. Более того, на выставке в 1927 году предметы, связанные с почитанием мощей Сергия Радонежского, составили композиционный центр. Интересно сложилась судьба книг: почти все рукописи и издание Лавры и Московской духовной академии перешли Российской государственной библиотеке, при этом её филиал был открыт в Лавре в 1920 году.

Среди экспонатов обращает на себя внимание красочное, как будто вчера выпущенное, рукописное Евангелие письма троицкого инока Исаака Бирева 1531 года. Когда последний посетитель покидает зал, книги закрывают плотной тканью в первую очередь — чтобы уберечь фактуру бумаги и насыщенность красок от мощных прожекторов музейной системы освещения.

Впрочем посетителей как таковых на выставке нет — она открылась на пике заболевания коронавирусом и продлится от силы пару недель. Но, возможно, музей подготовит видеоэкскурсию по залу, чтобы хотя бы на видео жители города смогли увидеть это важное собрание, которое вряд ли снова сложится в ближайшие сто лет.

Фото Светланы Володиной