Виктор Васнецов. «Нищие певцы (богомольцы)», 1873 г.

17 (28) декабря 1770 года (250 лет назад) священноначалие Троицкой обители было извещено о завершении вчерне нового здания мужской богадельни на Московской большедорожной улице поблизости от Вознесенской церкви.

По примеру и завету своего основателя преподобного Сергия Радонежского, Троице-Сергиева лавра с давних времён и в меру своих сил оказывала благотворительную помощь бедным и обездоленным. Одной из форм такой помощи были мужские и женские богадельни. В них принимали и содержали за счёт Лавры и подаяний богомольцев тех, кому требовался постоянный кров и уход — но не мог обеспечить себе этого самостоятельно. А нуждающихся в помощи и приюте людей, разорённых пожарами, неурожаями, вражескими набегами и прочими напастями на Руси всегда хватало с избытком.

Первая мужская богадельня при Лавре появилась не позднее XV века. Стояла она неподалёку от входа в Троицкую обитель, на Подоле, рядом с тогда ещё деревянной церковью в честь Введения во храм пресвятой Богородицы.

Уже к первой половине XVI века установился обычай, согласно которому сам настоятель Лавры в «неделю сырную», то есть в Прощёное воскресение перед Великим постом, выходил за ворота обители и спускался «ко Введению на Подол прощатися». Он просил прощения у обитателей монастырской богадельни, оделял их мёдом и пивом. Непосредственно о мужской богадельне при Лавре узнаём из документа за 1542 год. В нём упоминается некий Евдоким «из богаделны с Подола», то есть один из обитателей мужской богадельни.

Призреваемые в богадельне получали помощь не только от Лавры и её настоятеля. Им жертвовали богомольцы, проходившие через Подол мимо богадельни в Лавру и обратно в сторону Москвы. Московские государи при ежегодных посещениях Лавры также обязательно подавали милостыню богаделенным. Так, в 1557 году царь Иван Васильевич с царицей Анастасией и сыном Иваном, придя по обычаю в Лавру ко дню памяти преподобного Сергия, не забыли посетить и мужскую богадельню, где «даваше милостыню своими руками доволно».

В Смутное время начала XVII века, при осаде Лавры войском сторонников Лжедмитрия, вместе с хозяйственными дворами, сёлами, слободами и церквями вокруг Троицкой обители была сожжена и мужская богадельня на Подоле.

Вновь она упоминается в документах 1636-1643 годов. Приведём две выписки из труда знаменитого русского историка Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI-XVII столетиях»: «Сентября 26 [1636 года], как государыня царица пошла от Троицы из Сергиева монастыря и по её приказу в богадельню нищим, что в слободе у Троицы в Сергиеве монастыре, рубль; да нищим и всяким бедным людем роздано на милостыню рубль 16 алтын 2 денги». «Марта 10 [1640 года], как государыня царица пришла к Троице и, проехав село Клементьево, пожаловала в богадельню нищим проезжие милостыни 16 алтын 4 денги, да нищим же, которые сидели на мосту у Троицы под Сергиевским монастырем на милостыню 8 алтын».

Следующее известие о лаврских богадельнях относится к 1746 году. В июне священноначалие Лавры направило в Синод донесение о том, что 17 мая, во время пожара, который начался в Рождественском приходе, погорели «построенные коштом Троицкой лавры мужские и женские богадельни». Но уже к ноябрю того же года мужская богадельня была восстановлена.

Где же была поставлена мужская богадельня Лавры, построенная взамен сгоревшей к концу 1746 года? Благодаря документам лаврского архива 1760-х годов удалось определить, что её поставили на Подоле, там, где в начале XX века в ограде Пафнутьева сада был устроен так называемый Нижний торговый ряд. В тех же документах находим краткое описание здания: «Мужеская богадельня в ней две избы с сенми, крыты тесом. Под тою богаделнею длины (12) сажен, ширины (4) сажени (1) аршин. Разстоянием [от Лавры] во (125) саженях».

Осенью 1768 года, готовясь к зиме, руководство Лавры признало, что здание мужеской богадельни пришло в крайнюю ветхость и починке не подлежит. Но так как денег на постройку нового здания не имелось, решено было стройку отложить на два года, в течение которых собрать необходимый для строительства капитал.

К марту 1770 года удалось накопить 109 рублей 96 копеек. Вместо приобретения леса для срубов решено было взять с бывшего житного двора две житницы, которые перевезти на отведённое место и сделать на их основе мужскую богадельню, построив между срубами житниц сени с чуланом.

Место под новое здание лаврской богадельни определил митрополит Московский Платон (Левшин), указав поставить её «на горе у Терентьевской рощи, не в отдалении от Вознесенской церкви и Большой дороги…». На указанном месте, немного севернее каменной Вознесенской церкви при Московской большедорожной улице, к середине декабря 1770 года и была поставлена новая мужская богадельня, правда, ещё без печей и с неполной внутренней отделкой.

Девятнадцать лет спустя граждане недавно учрежденного Сергиевского посада выкупили здание богадельни для размещения ратуши — основного судебно-административного органа Посада. В наши дни приблизительно на этом же месте стоит здание образовательного центра «Нива».

Напомним, что здание богадельни, а затем ратуши представляло собой два переделанных из житниц сруба, разделенных сенями с чуланом. Житницы Лавры были срублены из столь хорошего леса и столь добротно, что вскоре ещё одна пустующая житница будет приспособлена под жилые покои самого митрополита Платона (Левшина) в его Вифанской пустыни. Покои архипастыря простоят ещё более 170 лет; стояли бы и поныне, но в 1960-х они были разобраны.

Константин Филимонов