Мастер Елена Кормилицына освоила многие художественные приёмы, только когда пришла на фабрику

«Запах разный — иногда пахнет как в зубном кабинете, иногда жареными семечками. Кость ведь тоже бывает разная», — мастер Хотьковской фабрики резных художественных изделий Елена Кормилицына рассказывает, что происходит, когда сверло бормашины прикасается к древнему бивню мамонта.

Кроме бормашины, почти как у стоматолога, на её столе лежат кусачки и плоскогубцы, резцы разных форм. Сверху пара ярких ламп, сбоку раструб вытяжки. Вот как, если коротко, выглядит место на окраине города, где рождаются шедевры ювелирного искусства.

Клыки мамонтов, живших десятки тысяч лет назад, возвращаются к человеку в виде фигур и фигурок, гребней и панно. В длину бивни могут достигать нескольких метров. Все эти годы они провели под землёй, в вечной мерзлоте, но иногда их выносит временем и водой из арктических недр Якутии — из этого земляного холодильника, как образно говорят на фабрике.

Бивень мамонта может быть разных оттенков, и это свойство используют резчики, продумывая работу

Семь лет назад несколько предпринимателей, которые до этого добывали бивни, реанимировали заброшенные цеха косторезной фабрики, чтобы начать производство рядом с местом, где этих специалистов готовят, — рядом с Абрамцевским колледжем.

Удивительно, но в стране, хранящей основные запасы бивней мамонта, такие фабрики можно посчитать по пальцам руки: в Нижегородской области, в Тюменской, в Холмогорах под Архангельском. Ну и наша, хотьковская.

Для сравнения: в Китае подобных предприятий сотни, и это сегодня крупнейший игрок на рынке декоративной обработки кости. Страна покупает сырьё и готовые работы. Когда в Поднебесной взялись за коррупционеров, потребление кости резко сократилось — резные изделия часто давали в качестве взятки.

Цена для российского покупателя работ очень разная — от относительно скромных сумм в районе тысячи рублей до миллиона и выше.

Настоящая светится красным

Колледж и фабрика работают чуть ли не через стену, но это две разные организации. В то же время у них много общего: выпускники-резчики и их преподаватели превратили фабрику, по сути, в ещё одно учебное заведение, где уже на практике поддерживают промысел. Кость в Абрамцеве режут с конца сороковых, но есть свидетельства, что ещё монахи Лавры работали с этим материалом.

Фабрика даёт работу полутора десяткам мастеров, которые бы иначе имели очень скудный выбор мест, где могли бы применить знания на практике, — слишком уж специфичное это ремесло. Хороший профессионал на подобном предприятии может зарабатывать и  50 тысяч рублей, и сто. Среди всех творческих материалов кость стоит особняком. Она не так привычна, как дерево, металл или керамика, и не так понятна. Скептики готовы предложить массу версий, из чего сделана работа, не желая верить в её мамонтовое происхождение: и из пластмассы, говорят, штампуете, и на 3D-принтере печатаете.

«Чего только мы не наслушаемся на выставках, — вздыхает гендиректор фабрики Виталий Хрулёв, — но знатоки понимают, как отличить подделку». Один из главных признаков настоящей кости — так называемая сетка, едва заметные перекрещивающиеся линии на срезе. «И вот ещё, смотрите, — он достаёт из кармана телефон, включает фонарь и подносит его к резному браслету, — видите красную точку?» Благородно-матовая поверхность на просвет неожиданно мерцает чем-то красным, живым. Это ещё один признак подлинности.

Их адрес — Гусиная 6

Это вовсе не улица и номер дома, как можно было подумать. Так в документах обозначается огромный участок, где фабрика добывает бивни. Предприятие работает легально, имеет лицензию на добычу в Аллаиховском районе Якутии на берегу Восточно-Сибирского моря.

Хотьковские косторезы соединили стиль абрамцево-кудринской резьбы с мотивами русского Севера. Мастера из Холмогор приезжали в Хотьково, помогали восстанавливать производство. В то же время хотьковчане ищут свой художественный почерк: местная резьба считается более лаконичной.

То, что на бюрократическом языке называется «сбор палеонтологических коллекционных материалов мамонтовой фауны на участке Гусиная 6», на практике оказывается экспедициями на месяц-другой в постоянном поиске бивней, выступающих из-под земли. Неслучайно северные народы имели поверье о земляных оленях, перемещающихся под землёй, и именно их рога возвышаются на высоту нескольких метров.

Кладбища мамонтов можно обнаружить в самых труднодоступных местах, в болотах и на реках, в размытых оврагах. Можно днями плыть вдоль берега, всматриваясь, — не маячат ли на горизонте закруглённые драгоценные бивни, особенно после шторма. Искатели часто полагаются на слух: стучат по земле и даже по воде, улавливая нюансы отражённого звука.

Поиски бивней становятся основной работой для многих местных жителей. И непростой работой: сезон короткий, гарантий того, что бивень найдётся, нет, а погода — совсем не подарок. «Завтра в Чокурдахе минус 33 градуса, лёгкий ветер», — компьютер беспристрастно сообщает прогноз погоды в административном центре района, посёлке с собственным аэропортом.

Около 60 тонн мамонтовых бивней добывается в год легально. Ещё примерно столько же, говорят, уходит в Китай контрабандой.

Браконьерство существует и становится особо болезненной проблемой, когда при добыче бивней используются водные и тепловые пушки. Это варварский способ: он размывает береговую линию, уничтожает ценнейшие экземпляры останков животных, которые могли бы представлять огромный интерес для науки.

Газета «Известия» приводит оценки якутских учёных, которые полагают, что контрабандисты зарабатывают на якутских бивнях около миллиарда рублей в год. Большая часть нелегальной добычи уходит в Китай. Чёрные копатели вывозят из России около 60 тонн в год — примерно столько же, сколько добывается легально.

Сюжеты — от традиционных до фантастических, на грани мистики

От дерева к кости

Такой путь прошёл хотьковский костяной промысел, объясняет заведующая отделом ремёсел музея «Абрамцево» Александра Глушко: «Косторезный промысел в Хотьково принесли богородские резчики. Они выросли на объёмной резьбе по дереву, осваивали плоскорельефную резьбу в хотьковской артели, изучали технологию в Холмогорах. Эта традиция формировалась в центре России XX века, на неё влияли разные школы: богородский промысел, традиции русского Севера и другие. Хотьковский стиль — это сочетание объёмной и плоскорельефной резьбы, использование кости белого цвета и оттенков, вкрапления дерева и перламутра. Он более реалистичный, в нём ярче отражалась современность — сюжеты на злобу дня, радость бытия».

 

Владимир Крючев

Фото Светланы Володиной