Редкие старинные книжные издания были обнаружены в отходах на мусороперабатывающем комплексе в Сахарово. Они вошли в основу экспозиции промышленного музея, который был создан на предприятии.

Жил был чемодан. Ширпотреб, изготовленный в середине прошлого века. Такие можно отыскать на старых дачах: обитый коричневой кожей и железом ящик, нередко — со стальными замками, которые очень непросто открыть. Где хранился наш герой, так останется тайной: бывшим хозяевам он стал не нужен и они отнесли его на помойку. Но вот заглядывали ли они в него, перед тем, как выбросить? Скорее всего, нет. А может быть, люди просто не поняли, что избавляются от чемодана с сокровищами. Зато это понял мастер цеха сортировки Тигран Агаджанян, когда содержимое чемодана попало на сортировочную ленту. «Внутри оказались старинные деньги и книги», — рассказывает работник.

Тигран сообщил о находке начальству, после чего было принято решение организовать на территории МПК музей. Ценность первых экспонатов подтвердил приглашенный эксперт из Москвы. «Это собрание философского толка, издание «В чём моя вера?» графа Льва Толстого 1884 года выпуска. Оно интересно тем, что цензурный комитет не дал изданию выйти в свет по идейным соображениям. Было принято решение пустить тираж под нож. Но правящая верхушка всё же решила эту книгу прочитать. Так часть тиража разошлось по рукам. Любопытно, что это издание сделано со второго издания «Свободного слова» Владимира Григорьевича Черткова, легендарного книгоиздателя и толстовца, конкурента Софьи Андреевны Толстой. Они оба занимались редактирований к изданию произведений графа. В числе экспонатов — том из собрания сочинений Глеба Успенского, того же года издания», — рассказывает Дмитрий Алексеев, историк-архивист из Москвы.

В те времена книга являлась вещью статусной. Личная библиотека не только подчеркивала образованность обладателя, но и уровень его благосостояния. Каждую книгу тогда старались пометить на форзаце, благодаря этому даже спустя 130 лет можно отыскать информацию о первых владельцах. Найденные в отходах издания проштамповали некто Ильин и Зяблов. Кем были эти люди? Эксперты постараются узнать.

Теперь эти книги стали экспонатами выставки выброшенных вещей. Помимо томов Толстого и Успенского в коллекцию попали иностранные словари 1930 года выпуска. Руководство комплекса уверено, что со временем коллекция будет расширяться.

Фото Сергея Семенькова