Жители посёлка Новый жалуются на то, что им стало сложнее добираться до Сергиева Посада и обратно: автобус, следующий по маршруту № 61, перестал ходить по будним дням. «Проходные» рейсы до деревень Самотовино, Садовниково, села Кучки и Талдома с нагрузкой не справляются — транспорт постоянно переполнен, чем крайне недовольны пассажиры. Так вернется ли № 61 в маршрутное табло?

И в тесноте, и в обиде

Утро, посёлок Новый. Час пик. К подъехавшему автобусу под № 41, следующему в Кучки, выстраивается внушительная очередь, посадка длится почти две минуты. Салон заполняется полностью, даже стоячих мест практически нет.

«Раньше ходила шестьдесят первая маршрутка, где-то через каждые полчаса. Нам всем этого вполне хватало. Ей почти всегда пользовалась молодёжь, а мы, пенсионеры, ездили на других автобусах по социальным карточкам. И не было такой давки, как сейчас. Молодые на нас ругаются: мол, сидите дома. А у нас свои дела! Например, отделения банка в Новом посёлке нет, его закрыли, все платежи приходится делать в городе», — рассказывает Валентина Смирнова.

Или вот ещё одна история. «В прошлую пятницу была такая ситуация. Дочь посещает кружок английского на Реммаше. Занятие заканчивается около половины девятого вечера. Попытались сесть в «шестидесятый», который ездит в Новый из Пересвета, но не получилось — он был переполнен до такой степени, что еле закрывались двери. Пришлось ехать на такси. Скоро зима, и я не вполне понимаю, как мы будем справляться», — рассказывает мама школьницы Галина.

Маршрутка № 61 исчезла из табло практически полностью. Исключение составляют лишь утро субботы и воскресенья. Говорят, по выходным на ней можно уехать в семь утра, но сложно, потому что там тоже практически всегда давка. Вирус ударил Ранее маршрут № 61 обслуживала индивидуальный предприниматель Лебедева Ольга Борисовна.

Мы связались с представителем перевозчика Валерием Емелиным, и он объяснил, почему транспортной компании пришлось уйти с этого направления. «Сыграла роль пандемия. Март, апрель и май для нас были самыми тяжёлыми месяцами — количество пассажиров доходило до шестидесяти человек в день, что крайне мало. Мы ездили себе в убыток», — сообщил он.

Сыграло свою роль и изменение ценообразования расчёта стоимости билета. Как пояснили в администрации, на фоне введения общего тарифа по округу работать коммерсантам стало невыгодно. «В Сергиевом Посаде маршрутная сеть обслуживается по регулируемым и по нерегулируемым тарифам. В связи с образованием округа для удобства пассажиров «Мострансавто» был выполнен переход на единый тариф: по безналичному расчёту это тридцать пять рублей за проезд, по безналичному с использованием банковской карты «Мир» — двадцать пять рублей. Тарифы регулируются правительством Московской области, дотации на это поступают из регионального и местного бюджетов. ИП Лебедева, обслуживающая маршрут № 61, относится к коммерческим организациям, которые работают по принципу самоокупаемости, и тариф здесь складывается, исходя из рыночной стоимости услуг. Маршрут довольно протяжённый, поэтому цена доходила до ста рублей», — пояснил начальник отдела транспорта и связи Дмитрий Карушин.

При условии, что ранее стоимость проезда до Нового на социальном транспорте доходила до семидесяти трёх рублей по безналичному расчёту и до девяноста двух рублей по наличному, сто рублей за проезд на автобусе коммерсанта выглядели вполне безобидно. Но по сравнению с тем тарифом, который действует сейчас, — это провал.

Весной предприятие потеряло большую часть своих пассажиров и практически покинуло маршрут № 61. На единственный оставшийся рейс по выходным ИП выпускает автобусы, не особо востребованные в этот период времени на четырнадцатом маршруте. Как пояснили в профильном управлении администрации, о транспортной проблеме посёлка Нового знают и пытаются её решить. Например, договориться с «Мострансавто» о пересмотре схемы закрепления автобусов за конкретными маршрутами.

12 коммерческих транспортных предприятий действуют
на территории Сергиево-Посадского городского округа

«У компании есть большие автобусы — «Галазы», «Хендаи». Первые вмещают больше пассажиров, и их можно было бы закрепить за всеми пригородными маршрутами. Пытаемся также совместно с правительством области добиться поддержки для коммерсантов и увеличения так называемой транспортной работы с организацией дополнительных рейсов в утренние и вечерние часы на социальном транспорте по регулируемым тарифам», — говорит руководитель.

А что с другими? ИП Лебедева — далеко не единственный пример. Коммерческий рынок транспортных услуг действительно находится под угрозой. «На всех дальних маршрутах пассажиропоток перешёл на социальный транспорт. Например, это касается маршрута № 26. Грубо говоря, раньше на нём работали двадцать машин малого класса, сейчас — пятнадцать. Рентабельность маршрута крайне низкая. Плюс, многие предприятия из-за пандемии продолжают работать удалённо. Пассажиропоток ещё полностью не восстановился», — поясняет Дмитрий Карушин.

При сложившихся обстоятельствах будущее коммерческих перевозчиков не выглядит оптимистично, но отследить тенденцию всё же можно. В данный момент в округе работают двенадцать таких предприятий плюс автоколонна № 1791. Автопарк, который ранее насчитывал триста единиц техники, с начала года сократился на десять машин. И этот факт вполне может восприниматься как тревожный сигнал.

Евгения Николаева