Осенью пройдёт презентация книги «Тайны и легенды Сергиева Посада», основой которой стали подлинные факты, превращённые в лихо закрученные сюжеты. Большую часть фактуры собрал постоянный автор газеты «Вперёд» Алекс Рдултовскийнаши читатели хорошо его знают. Публикуя отрывок, мы попросили рассказать о книге автора идеибывшего главу округа, нынешнего депутата Госдумы Сергея Пахомова.

< Депутат Сергей Пахомов

— В чём принципиальная новизна издания?

— У нашего краеведческого сообщества накоплено огромное количество уникальных и действительно интересных фактов по истории Сергиева Посада. Для многих история города находится внутри стен Троице­Сергиевой лавры. Да, безусловно, именно монастырь положил начало посаду вокруг себя и сам по себе является жемчужиной мирового масштаба, однако за почти 250 лет обособленного существования города тут тоже произошло много интересного и самобытного. Историки и краеведы много знают, но книг, написанных простым и понятным для каждого языком, у нас совсем мало. Вместе с Сергеем Персиановым и краеведом Алексом Рдултовским мы выбрали любопытные городские легенды, облегчили язык, добавили хороших иллюстраций и креативной вёрстки. Получилось лёгкое, но познавательное чтиво в стиле научпоп.

— Книга посвящена городским легендам. Чего в ней большеточных фактов или эффектных сюжетов?

— Все истории изложены на основе реальных событий, все персонажи являются настоящими. В издании мы прибегали лишь к литературным приёмам, чтобы добавить остросюжетности. Мы прекрасно понимали, что сделать это чтиво интересным можно только сделав его отчасти детективным. Главы расставлены не только и не столько в хронологическом порядке, сколько в порядке поддержания интереса, чтобы после каждой главы хотелось перелистнуть страницу и продолжить.

Лучшая судьба этой книгистать подарком, украшением книжной полки, справочником, превратиться в испещрённый карандашными пометками том?

— Лучшая судьба — положить начало целой серии востребованных у читателей изданий об истории нашего города. Чтобы эти книги были интересными, хорошо свёрстанными, чтобы имели продолжение в интернете, были семейными книгами для жителей, считающих себя настоящими и коренными сергиевопосадцами.

Краевед Алекс Рдултовский >

Чучело «последнего медведя Радонежья» на крыльце Краеведческого музея в Трапезной Лавры.
Фото 1930-х годов

Последний медведь Радонежья

(отрывок из книги)

Медведь для Радонежской земли — зверь, пожалуй, самый родной, можно сказать знаковый. Одним из наиболее известных эпизодов «Жития преподобного Сергия Радонежского» является отрывок, где святой Сергий приручает медведя. Вот как звучит этот случай из «Жития» в пересказе известного русского писателя Бориса Зайцева, одного из заметных литературных деятелей Серебряного века: «Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принёс из келии краюшку хлеба, подал — с детских ведь лет был, как родители, «странноприимен». Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным».

Особое отношение к медведю нашло своё отражение в традициях Богородского промысла. До настоящего времени в большинстве игрушек и скульптур богородских резчиков главным героем является медведь.

Существует легенда, что последний медведь в нашем районе пал от рук женщины. Елена Васильевна Вахмистрова была известна в районе и как санитарный врач, и как отважная и азартная дама-­охотник. (…)

Апокрифическое же сказание о последнем из потомков местных лесных владык относит событие к середине 1920-­х годов и в несколько ином свете представляет гибель мишки.

В местной печати тогда сообщалось о появлении в уезде косолапого гостя. Из номера в номер уездная газета «Плуг и Молот» не без панической нотки сообщала о приближении косолапого к городу (…).  Но вдруг эти сообщения, внушавшие страх местным обывателям, резко прекратились!

Однако факт женской ответственности за гибель этого последнего виденного в наших лесах медведя легенда не отрицает. И повествует она вот о чём.

Летом 1928 года пошли девки и бабы по малину. Газет они не читали, даже если и были грамотны, и о появлении медведя не ведали. Собирая ягоду в густом малиннике, они вдруг услышали странный хруст и чьи-­то неловкие движения. (…) Тихонько пробрались сквозь заросли и увидели — о ужас! — медведя, уплетавшего с куста малину.

По следам «ягодниц» пошли мужики-­охотники… Ветеринар, приехавший специально из Сергиева, констатировал разрыв сердца.

«Последний медведь Радонежья» был доставлен в Сергиев. И началась новая долгая жизнь «Михаила Ивановича» после его трагической гибели. В качестве чучела! Один из сотрудников Сергиевского краеведческого музея товарищ Чернохвостов был неплохим таксидермистом (специалистом по изготовлению чучел). Он и подарил медведю «новую жизнь». Чучело мишки заняло почётное место в Краеведческом музее…

В Краеведческом музее медведь пробыл до 1937 года, когда его экспозиция была свёрнута. Чучело волка перешло в собственность магазина общества охотников, а медведь оказался в клубе Педагогического училища имени Октябрьской революции, которое располагалось в стенах Троице-­Сергиевой лавры, в помещении закрытого тогда внутреннего храма Московской духовной академии.

В 1944 году клуб был преобразован в Драматический («Зимний») театр. Там чучело и простояло до 1954 года на страх и радость детворе.

В 1954 году помещение театра было возвращено Духовной академии, а мишка перебрался в Дом пионеров на Первомайской (ныне Вознесенской) улице. Стоял он на втором этаже, в «комнате сказок». Там традиционно в Новый год раздавались подарки гостям новогоднего праздника, а на лето медведь отправлялся «на гастроли» — в Парк культуры и отдыха имени Никиты Сергеевича Хрущёва (Пафнутьев сад).

Исчез «Топтыгин» из Дома пионеров в конце 1960-­х годов. Знающие люди утверждали, что видели нашего медведя в середине 1980-­х годов в «Доме охотника», принадлежавшем одному из охотничьих хозяйств Министерства обороны…

Казалось бы, закончились медвежьи времена… Однако наши земляки, чьё детство пришлось на конец 1950­-х — начало 1960-­х годов, сохранили в памяти свои встречи с косолапыми. В ту пору каждое лето на Пятницкой площади, перед торговыми рядами, снесёнными в 1968 году, появлялся манящий шатёр передвижного мото-цирка, в котором выступали мотоциклисты — двуногие и четвероногие. Мотоцикл в цирке тогда ассоциировался с одним из главных героев популярного фильма «Укротительница тигров».

Главным номером у людей-­мотоциклистов была «гонка по стене». Артист развивал огромную скорость и делал несколько головокружительных пролётов по стенам цирка. А медведи катались по кругу…

Чуть позднее появилась богородская игрушка «Мишка­-мотоциклист». Конечно, она, скорее всего, была навеяна медвежьим цирком Филатова, но нам очень хотелось, чтобы это был наш старый увалень!