С 25 июня по 1 июля в России будет проходить голосование по поправкам в Конституцию страны. Всего их предложено 147, и разобраться в сути не так просто. Политолог Александр Асафов, обозреватель радиостанции «Говорит Москва», на своём сайте asafov.ru проанализировал важнейшие изменения. «Несмотря на то, что все поправки опубликованы на нескольких сайтах, я не нашёл простого и связного изложения смысла и значения каждой из них. Поскольку времени до голосования осталось немного, а, судя по всему, текст закона, наполненный юридическими терминами, сложно понять не только мне, я взял на себя труд изложить содержание каждой поправки в Конституцию простыми словами», — указал он в преамбуле к тексту. Газета «Вперёд» публикует выдержки из этого материала (начало в № 45 от 17 июня):

* Статья 81.3: Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.

Избранный на любых следующих выборах президент теряет право избираться более, чем на 2 срока — то есть не более 12 лет суммарно.

* Статья 81.31: Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учёта числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.

Поправка 81.3 о «не более двух сроков» начинает действовать после принятия поправок, то есть не распространяется на действующего Президента Российской Федерации В. В. Путина и теоретически даёт ему возможность участвовать в следующих выборах Президента РФ без учёта предыдущих сроков.

* Статья 83 а): Президент Российской Федерации: назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности;

Меняется процедура назначения председателя Правительства. Теперь Госдума должна утвердить кандидатуру премьера, раньше достаточно было согласия. Президент может отправить в отставку только премьер-министра, само правительство продолжит работу. Ранее президент мог отправить в отставку только всё Правительство целиком.

* Статья 83 е5): [президент] формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом;

Президент формирует Госсовет. Госсовет обеспечивает сотрудничество и взаимодействие всех ветвей власти и определяет направления развития страны, курс внешней и внутренней политики. Статус Госсовета будет определён отдельным законом. Сейчас Президент возглавляет Госсовет, но в Конституции это не закрепляется.

* Статья 95.2 в): В Совет Федерации входят: не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

Президентская квота на назначение сенаторов увеличивается с 17 до 30 человек. Из них 7 человек — пожизненные сенаторы.