Утро. На часах 8:00. Мы с фотографом у входа в здание скорой помощи ждём будущую героиню нашего материала — фельдшера Надежду Ширяеву, работающую здесь уже 22 года.

Пока стоим, озираемся по сторонам. Кошка Манька села недалеко на ступеньках, аккуратно уложила хвост и с величественным видом наблюдает за происходящей вокруг суматохой. В это время на станции пересменок. Врачи, фельдшеры и водители, уставшие и сонные, выходят из здания, медленно бредут к своим машинам, чтобы поскорее доехать до дома и лечь спать. На смену им приходят коллеги, до начала работы они успевают пошутить, улыбнуться друг другу, перекинуться парой слов. Кто­-то не забывает и с Манькой по­здороваться. «Ты чего сидишь тут?» — спрашивает один из водителей. Кошка важно подняла мордочку, что-­то промяукала.

У Надежды Ширяевой смена заканчивается. «Только если у меня будет вызов, мне придётся прерваться и уехать», — сразу предупредила фельдшер.

Невозможно забыть роды и смерть

В одном из городов Архангельской области, где жила Надежда, учебных заведений было два: педагогическое училище и медицинское. Сначала девушка хотела стать учителем, но что-­то подсказало ей, что её призвание — медицина. Училась Надежда с удовольствием, а по окончании решила переехать на родину мамы, в Сергиев Посад.

«Устроиться на скорую двадцать лет назад было сложно, брали по знакомству. Мне повезло. Меня сюда привела тётя. В одну бригаду поставили вместе с врачом. Он тогда мне сказал, что если я продержусь год, то отсюда уже никогда не уйду. Потому что работа на скорой захватывает, как наркотик. И я не ушла. Я очень люблю свою работу. Мне нравится помогать людям», — рассказывает Надежда.

За 22 года работы на скорой пациентов было очень много. Но один вызов запомнился навсегда. Из дома забрали беременную женщину со схватками. Роды четвёртые, сергиевопосадский роддом был закрыт, повезли в Пушкино. До медучреждения доехали уже с новорождённым. Это был первый и пока единственный раз, когда Надежда принимала роды прямо в машине. Говорит, что тогда было очень страшно. Боялась, что вдруг будут какие­-то осложнения у женщины или у малыша, а необходимых специальных инструментов для помощи нет. Но всё закончилось хорошо, на свет появилась здоровая девочка.

Были и трагичные случаи. Надежда запомнила молодого человека, которого не смогли довезти до больницы, он скончался по дороге. На улице было холодно, парня сильно избили. Помимо серьёзных травм, он получил переохлаждение… Это был единственный летальный случай за время работы.

«Боимся не за себя, а за близких»

Время сейчас такое, что невозможно обойти стороной тему коронавируса и не спросить, как поменялись условия работы во время пандемии.

«Работы однозначно стало больше», — рассказывает Надежда. Много пациентов с высокой температурой, с кашлем, люди напуганы и вызывают скорую, чтобы медики прослушали лёгкие.

О том, что приезда бригады скорой помощи приходится ждать дольше, теперь часто пишут и в социальных сетях, да и на подстанции не скрывают: «Главное, что наши пациенты относятся к этому с пониманием, и мы им за это очень благодарны».

Но бывает и по­-другому. В минувшую смену сразу по трём адресам, на которые выезжала Надежда и её бригада, люди отказались от услуг скорой. Один мужчина сказал, что «уже не надо» через домофон, по второму адресу — крикнули в форточку, а на третьем просто не открыли дверь и не взяли трубку. «Огромная просьба: если по каким-­то причинам вам уже не нужна помощь скорой, позвоните диспетчеру, отмените вызов, тогда мы сможем оказать помощь большему количеству людей и быстрее», — просит Надежда.

Об угрозе заразиться самой фельдшер не переживает. Говорит, что за столько лет работы у неё сформировался иммунитет к простудам, ОРВИ, разным вирусам и инфекциям. К тому же каждый год она делает прививку от гриппа, которая, по мнению женщины, должна её защитить. Она переживает за близких, за дочку. Тем более что муж Надежды — тоже фельдшер на скорой, познакомились они на работе. Так как оба выезжают на вызовы, Надежда переживает, что могут принести вирус домой. «В целом, конечно, мы соблюдаем все меры защиты. Наша работа – спасать людей и помогать. И это должно происходить независимо от обстановки: война, пандемия, что угодно. Мы свою работу будем выполнять», — говорит Надежда.

Нового вызова за время беседы не поступило, и фельдшер отправилась домой. На прощание попросила передать поздравления коллегам: «Крепкого здоровья, побольше благодарных пациентов, чтобы было меньше конфликтных ситуаций на работе. И берегите себя, пусть эта инфекция обойдёт вас стороной».

Евгения Кинтушева