Вряд ли нам когда-то ещё доведётся пережить то, что происходит сейчас. Для многих вынужденный домашний арест окажется самым сильным эмоциональным потрясением за жизнь, мощнейшим ударом судьбы, и неудивительно, если следующими после врачей-инфекционистов основной удар примут коллеги-психологи.

Именно им придётся разбирать завалы в головах: стресс, накопившийся из-за долгого отсутствия личного пространства, семейные драмы, отчаяние перед лицом кредиторов или сотрудников, недели страха, неизвестности и простого отсутствия солнца.

Мы спросили сергиевопосадцев разных поколений, какие причины для беспокойства они переживают в эти дни, а затем попросили прокомментировать Наталью Биньковскую — психолога, автора и соавтора тренингов, программ личностного роста, специалиста в направлении протестного поведения, преодолении травмирующего опыта и депрессии. Возможно, её советы пригодятся и позже, когда пандемия останется в прошлом.

 

Проблема: спрятаться от цифрового шума

Николай, 30 лет. Считает, что сейчас самое время запустить интернет-эфиры с иным, размеренным подходом — в противовес той разгорячённой интонации, что стала популярной в последнее время. За чашкой чая, около полуночи, с дачи он поёт песни и просто говорит о природе и о жизни, благо Николай биолог.

— Ещё до кризиса мы продали нашу двушку в хрущёвке, собирались покупать дом, но сделки подвисли. Нас семеро: четверо детей, бабушка и мы с женой, и сейчас мы сняли дачу на время — когда есть участок, простор, жить гораздо проще. В какой-то мере наша семья была готова к этому. С конца января, когда появились первые кадры эпидемии, в голове у меня зрел план, что мы будем делать. Я читал учёных, которые писали не для широкой публики, не для хайпа, а для своего круга, и их предсказания сбывались.

С работой тоже проще: я преподаю в школе и веду онлайн-сообщество «Испытатели природы», это позволяет выживать. Начал усиливать работу в сети, купил микрофоны, штативы и прочее, и с работой у меня всё более-менее нормально.

Проблема в другом. В конце марта стало понятно, что грядёт долгий простой, и сначала казалось, что надо как можно больше вещать в интернете. Но скоро я понял, что люди шалеют от онлайна, от образовательного контента, от количества контента вообще, от хайповых новостей и заголовков. Ты сидишь дома, и тебя буквально глушат со всех сторон, и ты начинаешь нервничать не только из-за самого вируса. И я понял, что хочу развивать, так скажем, успокаивающие форматы, ламповые, атмосферные — посиделки с чайком, с гитарой. Делать вещи, которые вызовут приятные воспоминания, поскольку мне кажется, что люди потянутся именно к простоте, вещам ясным и за счёт этого неожиданным.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Даже в такой ситуации человеку всё равно нужно получать информацию, даже в этом «идеальном шторме», когда сходятся несколько негативных факторов, в полной неопределённости. Нужно куда-то плыть. Если человек в состоянии фрустрации попадёт на канал Николая, он не сможет на него отреагировать правильно, потребуются как минимум две недели, чтобы адаптироваться и научиться чувствовать и осознавать.

В курсе психологии катастроф приводятся цифры: первые полтора дня с момента травмы человек находится в неактивном шоке — с психологической точки зрения он умер. Следующие пять-семь дней сильного стресса он мониторит ситуацию — считается, что за это время человек адаптируется. В первую очередь, он ищет, что касается его безопасности, и блог Николая не появится на горизонте травмированного человека. В себя он придёт через 14 дней. Точно так же через 14 дней психологи начинают работать с жертвами насилия и терактов, а пока можно рекомендовать только дозированный просмотр информации из официальных источников. Мы переживаем нечто подобное сейчас, и предположу, что такие спокойные эфиры только-только начинают находить своего зрителя, и больший успех будут иметь те выпуски, где содержится чёткий ясный призыв — например, обратить внимание на силу, заложенную в природе.

 

Проблема: не могу уговорить сына остаться дома

Анастасия, 34 года. Переживает те же душевные мучения, что и другие родители: как убедить сына остаться дома в то время, когда погода манит, да и не все друзья готовы соблюдать карантин?

— Он подросток, рвётся на улицу всё время, попробуй его останови. Почему, говорит, я должен сидеть дома! На пять минут его хватало, но потом опять как будто заново. Что-то изменилось, когда появились официальные указания оставаться в помещении.

Ещё я заметила, что мои люди стали очень осторожными. Подруга с мужем раньше могли чуть ли не с пола есть, при том, что у них дома живёт кошка. Пельмень упал — ничего страшного, подняли и съели. А теперь они моют упаковки, принесённые из магазина!

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Тут убеждать как раз не надо. Дело в том, что самосознание подростка в период полового созревания может быть примерно таким же, как у закоренелого нарушителя, — с отрицанием всего. В семье нужны правила, которые гласят, что подростки не имеют права быть на улице без взрослых, и это закон. Выходишь — звоним в полицию, потому что ты подвергаешь нас смертельной опасности, и с тобой будут работать другие люди. В экстренных ситуациях другое не поможет, формирование происходит и через ограничения, об этом надо помнить, иначе ребёнка ждёт в жизни много бед.

 

Проблема: у меня всё хорошо, и это не проблема

Игорь, 64 года. Наш звонок застал его за пианино. Собеседник приятно удивил тем, что серьёзных поводов для беспокойства не чувствует.

— Для меня мало что изменилось, сейчас я веду тот образ жизни, к которому стремился. Я даже чувствую себя комфортнее, чем до начала карантина, и если произошли изменения, то только в лучшую сторону. Теперь я полностью распоряжаюсь своим временем, могу оставаться более сосредоточенным на своих делах, не переключаюсь с одной задачи на другую. Каждое утро сажусь за пианино, стихи приходят сами по себе... Время стало более однородным, и это мне скорее нравится, чем нет. Единственное, что огорчает, — раньше я гулял по вечерам по городу, теперь не хожу. Заменяю прогулки упражнениями.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

При условии, что это социализированный человек, такое поведение нормально. Интроверты, творческие люди часто воспринимают самоизоляцию как подарок, они живут в своём ритме и наслаждаются этим. Но нельзя сказать, что все творческие люди такие, и не факт, что Игорь не заскучает по людям снова. Главное, повторюсь, чтобы это был социализированный человек, способный содержать себя и оставаться на связи с обществом.

Владимир Крючев