Житель Сергиева Посада Антон Шумный встал на лыжи в трёхлетнем возрасте,  а спустя одиннадцать лет взял в руки винтовку и решил во что бы то ни стало завоевать олимпийские медали в биатлоне.

Сегодня Антон — кандидат в мастера спорта по биатлону, чемпион Москвы, призёр первенства Московской области по лыжным гонкам. Спортсмен признаётся, что биатлон ему нравился всегда, но научиться стрелять он решил после успехов другого сергиевопосадца – Карима Халили.

 

— Антон, как ты пришёл в спорт? В каком возрасте?

— Мама старалась разносторонне меня развивать, отдавала меня в разные спортивные секции. В три года я встал на лыжи, а в четыре уже без труда спускался со склонов. Когда мне было шесть лет, мы с братом поехали на соревнования, по-моему, это была «Лыжня России». Мне очень понравилось. На следующие соревнования я сам попросился, пробежал и получил приз как самый младший участник. Потом я стал заниматься на «Луче» у Елены Ивановны и Владимира Павловича Коростелёвых. Параллельно занимался плаванием. В 11 лет я и ушёл из секции плавания и решил, что буду заниматься только лыжным спортом. Сначала соревновался с ребятами постарше и частенько был в призах.

— Школе занятия спортом не мешали?

— Наоборот — я окончил школу с золотой медалью. Мне легко давалась учёба. Я очень привязывался к учителям, мне всегда нравились пусть строгие, но справедливые педагоги.

— Думал, в какую профессию пойдёшь? Или для тебя существует только спорт?

— Я поступил в институт, но на специальность, не связанную со спортом. Честно говоря, я пока сам не могу определить для себя, чего я хочу от жизни, помимо спорта. Хожу на тренировки, потому что у меня есть определённая мотивация. А в институте учусь, потому что «это нужно».

— Есть ли у тебя какие-то кумиры из мира спорта? Кому ты подражал?

— Мне всегда нравился Антон Шипулин, хотел всегда с ним встретиться, руку пожать. А когда начал заниматься биатлоном, стал с ним периодически пересекаться на сборах, понял, что он обычный человек, многого достиг. Поэтому сейчас у меня нет кумиров, я смотрю на каждого спортсмена и выбираю для себя что-то – из техники, тактики, поведения.

Антон Шумный встал на лыжи в трёхлетнем возрасте

— Как ты решился уйти в биатлон?

— Вообще, мне всегда нравился биатлон. Но я думал, что у меня не получится. Я следил за карьерой нашего земляка, биатлониста Карима Халили. Он пришёл в спорт позже меня. Когда он ушёл из лыжных гонок в биатлон, все старшие в нашей группе посмеивались над ним и говорили, мол, куда он полез. Потом мы наблюдали, как Карим отобрался в юношескую олимпийскую сборную. Я подумал, почему я не смогу? Мне было 14 лет. В межсезонье я нашёл телефон Елены Дмитриевны Агарковой — тренера, с которым работал Халили. Позвонил ей и поехал на тренировку на стрельбище. Мне дали винтовку стрелять, но с упора, а не с ремня. Из пяти патронов три попали в цель.

— Раньше как было — ты встал на лыжи, взял в руки палки и побежал. Теперь новая задача — стрельба. Возникали сложности с освоением винтовки?

— Сложности со стрельбой есть и сейчас (смеётся). Так, чтобы вы понимали, в биатлоне лёжа можно видеть свои промахи уже только при очень высоком уровне стрельбы. Положение лёжа спортсмен отрабатывает до автоматизма. Если стреляешь стоя, вся работа идёт за счёт удержания и обработки спуска, а промахи видеть гораздо легче. Сказать определённо, что мне тяжелее даётся, не могу.

— Как проходили первые тренировки?

— Поначалу у Елены Дмитриевны больше времени занимал Карим, а я бегал на лыжероллерах, выполнял все упражнения, которые мне давала тренер. Занимался я каждый день. Летом меня не загружали скоростными работами, в основном это были аэробные тренировки. Потом начались сборы. А уже в сентябре, спустя четыре месяца, как я пришёл в биатлон, я принял участие в первых соревнованиях.

— Ты помнишь свой результат?

— Это было первенство Москвы. Тогда произошло знакомство со спортивным сообществом. Спортсмены – это такая большая семья, все дружат друг с другом, поддерживают. Я тогда никого не знал из участников, поначалу было некомфортно. В индивидуальной гонке занял 17 место, из двадцати патронов половину отправив в цель. Обрадовался – я уже в двадцатке! На следующих соревнованиях я стал одиннадцатым. Это раззадорило, захотелось большего. В зимней гонке я пришёл на финиш шестым. В этом году две гонки в Москве я выиграл и на одной стал четвёртым.

— Какое соревнование тебе запомнилось больше всего?

— Моё первое участие в первенстве России в 2018 году. Я туда поехал, чтобы просто набраться соревновательного опыта. В индивидуальной гонке, пасьюте, спринте я занял места от 40 до 50. А вот моё выступление в эстафете стало ярким. Я бежал завершающий этап, пришёл на рубеж одновременно с соперником из Удмуртии. Я закрыл четыре мишени, а он отстрелялся на ноль. Понимаю, что надо догонять, попадаю в пятую мишень, бегу за ним и на последнем круге его обгоняю. В итоге командой заняли пятое место.

— Расскажи, как прошёл твой спортивный сезон 2019- 2020? Удалось добиться успехов за короткую зиму?

— Прошлым летом, во время подготовки к сезону, мы перебрали с работой по длительности тренировок. Летом я бежал хорошо, а зимой заметил, что мышцы стали плохо восстанавливаться. До этого сезона было чувство, что я могу бороться в любом состоянии. А тут — просто доезжаю. Мне это очень не нравится. Организм не был готов к таким нагрузкам. В начале декабря поехали на отбор на юношеские олимпийские игры в Екатеринбург. В индивидуальной гонке я еле доехал. Думал, ничего, разбегусь, и всё будет хорошо. Но потом в Уфе на отборочных соревнованиях на чемпионат мира в спринте я «провалился», в индивидуальной гонке стал 22-м. Вот тут я уже окончательно понял, что с моим состоянием чтото не то.

— Расстроился результатами?

— Мы с тренером стали искать выход, делать упор на силовые тренировки. В итоге контрольную гонку – спринт — в Пересвете я пробежал очень хорошо, на 1,5 минуты быстрее обычного. Но в официальных соревнованиях мне по-прежнему не везло. В последней гонке сезона – первенстве России – я хорошо пробежал только эстафету, без штрафных кругов, помог команде с 14-го места подняться на 7-е. Надеюсь, что в следующем сезоне будет легче. Меня расстроили не столько результаты, сколько моё самочувствие, в котором бежал.

— За короткий зимний сезон тебя не раз видели на лыжне в Бужанинове…

— Все биатлонисты бегают лыжные соревнования. На этапах по лыжным гонкам Сергиево-Посадского городского округа я успешно пробежал несколько гонок. Тут хотелось бы поблагодарить моего тренера по лыжному спорту Анастасию Коростелёву.

— В межсезонье чем занимаешься?

— Сейчас в основном работа будет над восстановлением мышц: массажи, лёгкие кардиотренировки. Стреляю я в Пересвете и в Правду езжу на стрельбище.

— Самый популярный вопрос любому биатлонисту: что легче — лыжные гонки или биатлон?

— Если дать винтовку лыжнику, добром это дело не закончится. А если серьёзно, то в лыжных гонках бежишь, грамотно раскладываешь силы по дистанциям и больше ни о чём не думаешь. А в биатлоне на подходе на рубеж необходимо отключиться и работать над каждым выстрелом. Не смотреть на других, а реализовать себя, показать свои возможности.

— Как тебя изменил спорт?

— Когда ушёл в биатлон и начались сборы, надо было обо всём самому договариваться, брать на себя ответственность. Я научился сам решать свои проблемы. Спорт любого человека делает бойцом, учит не отступать перед преградами. Не получилось сегодня – работай, и завтра всё получится. Если плохо выступил на соревнованиях, не надо расстраиваться, надо работать над ошибками.

— У тебя есть спортивная мечта?

— Хочу всё выиграть! Особенно медаль олимпиады.

Дарья Трофимова