Одно и то же явление может иметь разные причины. Пост  — не исключение: представители разных религий постятся по совершенно разным причинам.

Кришнаиты, например, не едят мяса потому, что в религиях индуистского толка существует учение о переселении душ, утверждающее, что после смерти тела человек сам может снова родиться животным, насекомым или рыбой.

В иудаизме и исламе причина отказа от некоторых видов мяса иная: мусульмане и иудеи считают, что Бог разделил животных на «чистых» и «нечистых». Следовательно, тот, кто ест «нечистое» мясо — сам становится нечистым.

У христиан такого разделения нет. Апостол Павел пишет: «…нет ничего в себе самом нечистого» (Рим 14:14).

Как в пост не «оскоромиться»

Сам по себе отказ от какой-то пищи не является для христиан самоцелью. Есть много причин, по которым человек может не соблюдать телесный пост: беременность, старость, недостаток средств, болезнь… Во многих случаях врачи запрещают больным отказываться от непостной пищи, и Церковь никогда не призывала нарушать их предписания. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал своей заболевшей сестре: «…

Непременно вкушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постнаго времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту».

Взгляд на непостную пищу как на что-то нечистое святитель Игнатий считал грубым суеверием, но, к сожалению, с таким представлением можно столкнуться и сегодня. Часто людям кажется, что смысл поста лишь в том и заключен, чтобы питаться овощами и готовить их исключительно на растительном масле, а случайно съеденный кусок скоромного может лишить пост смысла.

На самом же деле отказ от определенной пищи в православном понимании бесконечно далек от страха перед «оскверняющей» пищей, и в чем-то он даже ближе к обыкновенной диете. Только диета обычно соблюдается для исцеления телесных болезней, а цель христианского поста — исцеление болезней духовных.

Христианин ограничивает себя в пище для того, чтобы увидеть в своей душе недостатки, понять, что ни о каком превосходстве над другими людьми даже речи быть не может, и попытаться с Божией помощью привести свой внутренний мир в более здоровое состояние.

Не случайно в первую неделю Великого Поста в православных храмах каждый день многократно звучит покаянная молитва Ефрема Сирина, которая кончается словами: «…даруй мне видеть прегрешения мои и не осуждать брата моего вовек». Оказывается, видеть свои грехи — не естественная способность человека, а — дар Божий. И постятся христиане для того, чтобы сделать себя способными к восприятию этого дара.

Незадачливый астроном

Чем больше мы грешим, тем дальше удаляемся от своего Создателя. Бог не связывает нашу волю и дает нам свободу уйти от Него, когда мы сами этого захотим. Но Он никогда не забывает о своих заблудившихся детях. И хотя мы уже не в силах вернуться к Богу, но мы всегда можем позвать Его, и Он Сам пойдет нам навстречу.

В Священной истории такой зов к Богу о помощи всегда сопровождался постом. Но неужели без поста Бог не услышит человека? Конечно, это не так!

Пост нужен не Богу, а нам самим. Пост для человека  — не более чем инструмент. Ослабив тело воздержанием от пищи, мы делаем свою душу более восприимчивой к общению с Богом.

Но если человек не обращается к Богу в молитве, возникает вопрос — а зачем он приобрел этот инструмент? Подобное отношение к посту можно сравнить с поведением астронома, который купил замечательный телескоп, очень им дорожил, но за всю жизнь так и не догадался посмотреть на звезды.

Сам по себе пост может быть даже неугоден Господу, если он не будет сочетаться с любовью к окружающим нас людям: участвовать в чужой беде, помогать тем, кому плохо. Вот как говорит об этом святой Иоанн Златоуст: «Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя».

Диета или подвиг?

Феофан Затворник говорил, что наша жизнь без Бога подобна стружке, завивающейся вокруг собственной пустоты. Человек чувствует свою внутреннюю пустоту, она гнетет его и пугает. Изо всех сил он старается заглушить гнетущее чувство бессмысленности жизни различными удовольствиями — едой, алкоголем, компьютером… Он старается не думать о том, что смерть в конце концов отнимет у него все эти обезболивающие средства, и единственной доступной ему реальностью станет Бог. Будет ли эта встреча с Создателем радостной для того, кто всю свою жизнь пытался от Него спрятаться?

Порядок в душе нужно наводить, пока жизнь еще не кончилась. В этом и заключается смысл Великого Поста. Соблюдая его, человек не совершает великого подвига. Он просто решается пожить без наркоза внешних удовольствий хотя бы семь недель, чтобы заглянуть наконец в собственную душу. И только если ему удастся сделать это, пост станет настоящим духовным подвигом и перестанет быть хотя и полезной для организма, но совершенно бесполезной для души диетой.

Александр Ткаченко