В конце февраля Сергиево-­Посадский музей-­заповедник собрал круглый стол к 100-­летию Виктора Ивановича Балдина — архитектора и реставратора, одного из тех, кто восстановил исторический облик Троице-­Сергиевой лавры, какой мы её знаем.

Среди выступающих была Татьяна Дудина, заведующая отделом архитектурно­графических фондов XVIII­XIX веков Музея архитектуры имени А. В. Щусева. После работы в Загорске В. И. Балдин возглавил этот музей.

Она показала чертежи Лавры, сделанные в 50­-60­-х годах прошлого века. Интересны детали этих изображений на полях: приметы времени, небольшие фигурки, бытовые сценки, которые контрастируют с выверенными линиями академических чертежей. Архитектор через них открывается как художник.

«В музее хранятся 750 чертежей, относящихся к Лавре, их выполнил сам Балдин и сотрудники его бригады. На некоторых обмерных чертежах и проектах реставрации встречаются и стаффажные фигурки.

Термин стаффаж (нем. Staf­fage от staffieren — «украшать картины фигурами») появился в пейзажной живописи, он обозначает фигурки людей и животных, оживляющие пейзаж. Стаффаж одухотворяет картину, усиливает эмоциональное воздействие. Он получил распространение и в архитектурной графике, где имеет и практическое значение — фигурки указывают масштаб изображения, служат моделями реальной среды.

Стаффаж привлекает внимание, позволяет восхититься мастерством автора в беглом рисовании человеческих фигур, умением вкомпоновать их в строгие архитектурные чертежи практического назначения, желанием пробудить исторические ассоциации, а подчас порадовать тонким юмором».

Материал подготовлен совместно с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева

В. И. Балдин делает разные варианты реконструкции самой красивой башни Троице-­Сергиевой Лавры — Уточьей. Чертёж реконструкции первоначального вида башни можно рассматривать как иллюстрацию к историческому роману: стрельцы с саблями и пищалями, дозорные, всматривающиеся через бойницу,
мужики со стрельцом катят пушку...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В проекте реконструкции, выполненном в 1961 году, изображены уже фигурки современников, в том числе и влюблённые парочки. Привлекает сценка в обходной галерее башни, где папа снимает на кинокамеру своё чадо, позирующее на фоне арочного проёма.

 

 

 

Покуривающий художник с папкой под мышкой запрокинул голову и всматривается в нарядный наличник Пятницкого колодца перед тем, как приступить к его зарисовке.

Респектабельная пара замерла у подножия Духовской церкви, словно это члены методического совета, оценивающие итог реконструкции древнейшего храма Троице­-Сергиевой Лавры.

По некоторым стаффажным фигуркам можно изучать моду разных времён. У Сушильной башни со спины изображена девушка, словно сошедшая со страниц журнала мод 1960-­х годов: на ней приталенное платье с пышной юбкой, на голове — легендарная причёска бабетта, писк моды тех лет.