С юридической точки зрения «гражданским» является любой брак, зарегистрированный в органах ЗАГС (записи актов гражданского состояния): не правда ли, в этом свете скандальная реплика протоиерея Димитрия Смирнова о «бесплатных проститутках» (он так нарёк женщин, живущих с мужчинами без регистрации) звучит сильно иначе?

Но, конечно, известный священнослужитель говорил о другом явлении, которое у нас просто принято называть гражданским браком. Речь шла о сожительстве — термине, который в законодательстве почти не встречается. Попробуем разобраться, есть ли всё же юридическая альтернатива брака?

Не гражданские отношения, а отношения между гражданами

Начнём с общего. Во-­первых, Семейный кодекс сожительство не регулирует: «Признаётся брак, заключённый только в органах записи актов гражданского состояния». Кроме того, здесь важен пункт, что сожительство не даёт статуса родственника. Добавить понятие «фактических семейных отношений» законодатели пытаются вот уже несколько лет, но пока его нет. Во-­вторых, «гражданский брак» (в общепринятом разговорном смысле) — это отношения двух граждан с одинаковыми правами и обязанностями, которые регулируются Административным и Гражданским кодексами и другими нормативными актами РФ.

Это значит, что с юридической точки зрения любые имущественные отношения между сожителями — такие же, как между двумя любыми посторонними гражданами: имущество (квартиры, машины и прочее), даже купленное во время совместного проживания, не считается «совместно нажитым». Но при желании его можно сделать таковым: например, при покупке квартиры можно просто указать соотношение долей.

Влад, 29 лет:

— Мой первый так называемый гражданский брак длился четыре года. Я трижды делал девушке предложение выйти за меня замуж, и мы даже подавали заявление в ЗАГС, но из­-за того, что постоянно ругались до свадьбы, дело до женитьбы так и не дошло. Сейчас я уже три года живу с девушкой, у нас чудесные отношения, и ни её, ни меня не смущает, что мы не расписаны. Я с удовольствием помогаю ей с ремонтом в квартире, покупке каких-­то крупных вещей. У неё есть своя жилплощадь, у меня своих несколько квартир, никто ни на что не претендует. Почему я не женюсь?
Во-­первых, нас обоих устраивают отношения, которые есть сейчас, и штамп ничего не изменит. Во-­вторых, я несколько лет работал помощником адвоката и насмотрелся жутких историй, когда женщины при разводе оставляли мужчин без всего. К браку я подхожу осознанно, это должно быть взвешенное решение. Скорее всего, с будущей супругой я буду заключать брачный договор.

К болезни и здравию подготовьтесь заранее

Куда глубже и серьёзнее сложности, которые могут возникнуть в экстренном случае: болезни или даже смерти. Всё дело как раз в юридическом статусе родственника. У супруга есть право, скажем, на посещение больного, он может забирать документы из морга (без них не получить ни свидетельство о смерти, ни место на кладбище). Да и право наследования без завещания есть только у родственников.

Конечно, к подобным драматическим моментам можно подготовиться заранее. Речь не только о завещании, но и о специфической доверенности, к примеру, на обращение в ЗАГС и другие государственные структуры — ограничений на это нет (а вот долги, к слову, так передать нельзя). Доверенности, кстати, ответственным «гражданским супругам» лучше оформлять и на всё используемое имущество — особенно машины, а то в ином случае её по закону могут и угнанной посчитать. Но кому же хочется думать о будущем в чёрном цвете.

Светлана, 30 лет:

— В трёх отношениях у меня был опыт сожительства. В первых двух, длившихся по два года, я была слишком молода. Можно сказать, что такой формат отношений был нам удобен, да и я не горела идеей выйти замуж. С одним мужчиной мы прожили вместе четыре года. И в процессе нашего неофициального брака мне захотелось стать его настоящей женой, но изначально модель отношений была заложена не та. Мы ни о чём друг друга не просили, не ставили границ, не были распределены зоны ответственности, жили, как жилось, в квартиру он особо не вкладывался, для дома покупала всё я. А когда пошли разговоры об официальном браке, я села и подумала: да, любовь есть, но что дальше? Тут же мне сказали фразу, что сожительство — это про неуверенную в себе женщину и безответственного мужчину... Я взвесила: рядом человек, который не стал взрослым, который не умеет нести ответственность, принимать решения, вести бюджет... но ведь я и не требовала этого четыре года, да и не договаривались об этом всём, было просто весело жить вместе, но что будет потом? И конечно, уже перестраиваться никто не захотел, было поздно. Начались претензии, отношения становились хуже, а потом и чувства у обоих пропали.

А вот со своим мужем, с которым мы и сейчас живём, всё было оговорено и обозначено сразу: что просто так я жить с ним не буду, что я хочу семью, детей, ответственности и так далее. В итоге он сделал мне предложение руки и сердца через четыре месяца. Со свадьбой не торопились, месяцев через десять поженились. Моё мнение: возможность жить вместе без обязательств  очень расслабляет мужчин.

Муж, не муж, главное, что отец

Всё же есть в Семейном кодексе юридическая связь для сожителей — через детей. Тут всё упирается в вопрос, признаёт ли мужчина ребёнка. Отцовский статус в случае рождения ребёнка вне брака «устанавливается путём подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребёнка». И если «гражданский супруг» никуда не прячется, то юридическая связь с ребёнком у него та же, что и отца­-мужа. Если гражданский брак распался, то в идеальном сценарии родители заключают добровольное соглашение об алиментах. Но если мужчина уклоняется от этого, мать может подать иск о признании отцовства в мировой суд. А суд, в свою очередь, может назначить генетическую экспертизу.

Оформить регистрацию (по закону это обязательно) новорождённого родители могут в квартиру что отца, что матери, если жильё раздельное. Наследовать он, кстати, может любое имущество обоих родителей.

Впрочем, стоит заметить, что при отсутствии «штампа» проблемы всё равно могут возникнуть. Например, по юридическим нормам совершеннолетний ребёнок обязан содержать престарелого или недееспособного родителя (если тот свой долг исполнял) — неважно, были ли родители в браке.

Анна, 32 года:

— Мы с мужем живём вместе больше 10 лет, у нас нет штампа в паспорте, но он мой муж, а я его жена. Мы вместе воспитываем двоих детей. Он платит за ипотеку, содержит всю нашу семью, никогда не отказывает мне в деньгах. Квартира оформлена на меня, и даже если мы когда­-нибудь разойдёмся, никто из нас не будет поступать по-­свински по отношению друг к другу. Но мне изрядно надоели высказывания посторонних людей о том, что нам нужно зарегистрировать отношения в ЗАГСе. Зачем? Без печати на странице документа мы живём в любви и гармонии. Да, бывает, что ссоримся, как и все. Мы вместе с мужем работаем над отношениями, и каждый день делаем их лучше. А многие пары в официальном браке живут как кошка с собакой: так и зачем мне тащить своего мужчину в ЗАГС?

Отдельный разговор о возможностях усыновления. В Семейном кодексе есть 4 пункт статьи 127: «Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребёнка», — который любят трактовать как запрет на усыновление для сожителей. Хотя по факту, на наш взгляд, он таковым не является: закон не даёт обоим партнёрам стать родителями де-­юре. Но один человек это право имеет, а воспитывать де­-факто могут сожители, исключая однополые пары (запрет на это напрямую прописан в Семейном кодексе).

В целом же, при желании «фактический брак» без штампа в паспорте построить можно, но в этом случае придётся собрать очень большой пакет документов, который после регистрации в ЗАГСе выдаётся автоматически. С другой стороны, таким «ответственным сожительством» можно выделить конкретные области, где «я» превращается в «мы», оставляя за собой определённый уровень независимости, что требует очень высокого уровня сознательности и планирования на годы вперёд. Но это уже дело каждого: ни любовь, ни уровень внутренней свободы ЗАГСы не фиксируют.

Иннокентий Майоров

Евгения Кинтушева