22 июня 1941 года, в ночь с субботы на воскресенье, фашистская Германия начала боевые действия против СССР. О нападении советские граждане узнали только в полдень, когда нарком иностранных дел Вячеслав Молотов выступил по радио с сообщением о случившемся.
Своё выступление он закончил патриотическим призывом «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!» Так слово ПОБЕДА вошло в сознание каждого советского человека как неминуемый итог войны. Но тогда, 22 июня 1941 года, никто не знал, как долог и труден будет этот путь.

В первые дни войны обстановка в стране была критической: немцы стремительно рвались вперёд, а военное руководство СССР пребывало в растерянности. Только 3 июля — через десять дней после начала войны! — Сталин обратился к народу.

«Братья и сёстры!» — так начал он свою речь. Он сообщил людям, что противник захватил обширные территории и призвал к «всенародной Отечественной войне против фашистских угнетателей».

А вражеские полчища, меж тем, стремительно рвались к столице, беспощадно уничтожая всё на своём пути. О захвате городов и сёл жители Загорска узнавали из сводок Совинформбюро, передач местного радио и, конечно, из газеты «Вперёд», которая в те годы выходила ежедневно, кроме понедельника.

Комитет обороны

С первых дней войны общее руководство переводом городского хозяйства, промышленных предприятий, организаций и учреждений на военный режим работы осуществлял городской комитет ВКП(б). Секретарём Загорского горкома был Иосиф Яковлевич Черногоров, райком возглавлял Иван Гаврилович Хромов. При горкоме создали военный отдел, в первые месяцы войны взявший на себя всю полноту власти по решению срочных текущих задач.

25 июля 1941 года начала работать постоянно действующая Оборонная комиссия горсовета. Эти и многие другие организации города и района перешли на казарменное положение, люди сутками не выходили с рабочих мест.

Месяцем ранее чрезвычайным органом руководства страны стал Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с И. Сталиным, а на местах — городские комитеты. В такой обстановке были особенно необходимы слаженные действия всех органов власти, принятие оперативных решений, соблюдение строжайшего порядка. Такой координацией в Загорске занимался высший орган местной власти военного времени — Загорский комитет обороны. Он был создан 25 октября 1941 года, когда враг стоял у стен Москвы. Председателем назначили секретаря городского комитета ВКП(б) И. Я. Черногорова. В состав Комитета вошли также председатель исполкома Н. А. Бычков, начальник местного отдела НКВД А. И. Скороходов, комендант города Зайко.

На Комитет было возложено руководство большой территорией, расположенной к северо­западу от Москвы. Кроме Загорского района, в него вошла территория Константиновского (тогда отдельного. — Прим. ред.), Талдомского, Дмитровского и Пушкинского районов. Штаб ЗКО располагался в Лавре.

Эвакуация

В июле-­ноябре в восточные районы страны — на Урал, в Сибирь, Поволжье, Казахстан и Среднюю Азию — было эвакуировано более 1500 крупных промышленных предприятий. Приказы об эвакуации получили и промышленные предприятия Загорска: ЗОМЗ, «Скобянка» (ЗЭМЗом его стали называть позднее. — Прим. ред.), «Краснозаводский химический», хотьковский «Электроизолит».

ЗОМЗ вместе со станками и оборудованием вывезли в сибирский Томск, «Скобянку» — в Вятские поляны (Кировская область), КХЗ — в Челябинск и Чебоксары, «Электроизолит» — в город Петропавловск (Казахстан).  На новом месте в срочном порядке разворачивали производство. Станки ЗОМЗа, например, разместили в зданиях Томского университета. Всё это позволило в критический момент войны сохранить производство жизненно важных для обороны изделий.

Ф. Белевский. «Эвакуация, 1941 год»

Загорск готовился к бою

Все кирпичные здания на городских перекрёстках оборудовали под огневые точки. Стены Лавры также подготовили для ведения боя.  Оборонительные укрепления строило всё население Загорска. Перед противотанковыми рвами, опоясывающими город, установили надолбы и «ежи». Были проведены работы по расчистке подвалов домов, в которых оборудовались бомбоубежища. Во дворах, у детских садов и школ, всюду, где жили и работали люди, было вырыто около 700 щелей-­укрытий для спасения горожан в случае внезапного налёта вражеской авиации. У домов расставили ящики с песком и бочки с водой для тушения зажигательных бомб.

Линия фронта проходила в 35-40 км от города

1­-я Ударная

В конце ноября 1941 года, после захвата Яхромы, между Загорском и вражескими позициями не было ни одного крупного населённого пункта. Линия фронта проходила всего в 35­40 километрах от города. Над Загорском нависла угроза захвата.

10 октября 1941 года по приказу Ставки был создан Западный фронт под командованием Георгия Жукова.

Формирование 1­-й Ударной армии началось 20 ноября 1941 года. Командующим назначен генерал­-лейтенант Василий Иванович Кузнецов, начальником штаба — генерал­-майор Никанор Дмитриевич Захватаев. Главными пунктами сосредоточения соединений и частей армии стали Дмитров, Яхрома, Хотьково и Загорск. Штаб было приказано развернуть в Загорске. На формирование армии отводился невероятно короткий срок — меньше недели! Сегодня это кажется совершенно невероятным.

24­-26 ноября обстановка на фронте обострилась. Фашистам сдали Клин, Солнечногорск. Враг рвался к Дмитрову и Яхроме.

Ночью 28 ноября, воспользовавшись слабой обороной моста через канал Москва — Волга в районе Яхромы, танковая часть противника захватила его, прорвалась на другой берег и овладела близлежащими населёнными пунктами — Перемиловом и Семашками. Путь на Загорск для врага был открыт.

В этих условиях командарм Кузнецов решил нанести контр­удар по прорвавшейся через канал вражеской группировке силами 29­й и 50­й стрелковых бригад. Он сам поставил им боевую задачу и лично руководил боем.

К утру следующего дня враг был разгромлен и остатки его частей отброшены за канал. Это была первая победа 1­-й Ударной армии. Угроза захвата Загорска миновала.

С тревогой, надеждой и верой загорчане ждали сводку Совинформбюро. Наконец, голос Левитана принёс долгожданную весть о том, что 6 декабря войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. «Немцев погубила лёгкость, с которой они одержали первые победы», — писал Жуков в своих воспоминаниях. Помогал нам и сильный мороз. Непобедимая ранее армия захватчиков отступила, на нашу землю пришла первая серьёзная победа.

 

Лидия Гирлина