Свершилось чудо исполнения четырёхлетнего желания: я лечу на Чукотку! Путешествие началось! Как я люблю вот это самое начало — эйфория, ощущение счастья, невероятный прилив сил и хорошего настроения, ведь впереди — экспедиция!

Люблю Внуково, спокойный терминал. Самолёт полупустой. Сейчас ажиотаж на вылетах обратно — детей вывозят на каникулы на Большую землю. Снижаемся. Восемь часов полёта, девять часов разницы во времени! В Анадыре 11 утра.

Под крылом самолёта — тунд­ра с затянутыми льдом озерками и снежные вершины гор. Красота! Современный аэропорт: выходим через рукав, и сразу погружаемся в местный колорит. На стенах терминала — шикарные фотографии природы, животного мира и портреты мужественных самобытных людей. Плакаты с надписью «Чукотка — здесь начинается день!» Пограничный контроль — погранзона, ведь Америка совсем рядом, через Берингов пролив меньше ста километров. Нас встречает представитель турфирмы. Едем в столицу Чукотского автономного округа.

Анадырь

Самый восточный город России расположен в Анадырском лимане (заливе), который является частью Берингова моря. Логистический парадокс — аэропорт расположен на противоположном берегу лимана, что вызывает у жителей и гостей города неимоверное количество проклятий из-­за страха застать шторм в лимане и опоздать на рейс. Обоснование этому есть. Местность вокруг города болотистая, а на другом берегу лимана есть увалы с твёрдым покрытием. Надо сказать, нам повезло, мы не застряли нигде. При этом жители называют город «Анадыркой» за скверную погоду с сильными ветрами, которая порой заставляет людей из районов неделями просиживать в аэропорту.

В 1889 году, выполняя указ правительства Российской империи, в устье реки Анадырь был заложен форпост Ново-­Мариинск. Честь основания города принадлежит первому начальнику Чукотки Леониду Францевичу Гриневецкому, которому здесь установлен памятник. С приходом советской власти в 1924 году поселение переименовали в Анадырь. В 1965 году присвоили статус города. Несколько ранее, в 1950-­х гг., здесь появился крупный морской порт.

Об истории и достопримечательностях города, после размещения в отеле, мы узнаём на обзорной экскурсии. Есть современный музейный центр «Наследие Чукотки» с шикарной экспозицией, горнолыжный комплекс, памятник «Первый ревком Чукотки», бронзовый Ленин, мемориал «Чукотка — фронту», а также поклонный крест, памятник святому Николаю Чудотворцу рядом с большим деревянным православным храмом. И памятник Юрию Рытхэу — чукотскому писателю, читая романы которого, там, на Чукотке, я получила более полное представление об этих местах.

Абрамович

Здесь много говорят об этом человеке. До него в 1990-­х гг. люди выживали, а сейчас живут. Он в небывало короткие сроки, за 5­7 лет, изменил и город, и Чукотку до неузнаваемости. Анадырь стал разноцветным, выкрашенным в яркие цвета, что не вгоняет в депрессивное состояние в долгие зимние ночи. Абрамович ударными темпами советских пятилеток построил дороги, поднял «коммуналку и социалку», изменил городской дизайн, наладил строительство новых школ, домов и новых предприятий.

А вначале, в навигацию 2001 года (первую под его руководством), он просто завозил продукты, гасил долги по зарплате — как все здесь уверены, из личных средств. Абрамович спас, в прямом смысле слова, население Чукотки от голода и нищеты, дал надежду на будущее и вселил веру в умного и справедливого руководителя.

Село Лорино

Перелёт два часа местными линиями. Потом два часа на уазике­«буханке». По дороге красивые пейзажи первозданной природы. Цветущая тундра, покрытые снегом сопки, у подножья которых из­-под земли и многометровой толщи льда бьют термальные источники, в которых мы купались.

Название села происходит от чукотского слова — «то, чего не хватает», оно расположено на берегу Мечигменской губы Берингова моря. В селе проживают полторы тысячи человек, половина из них дети. Для них построена современная школа, где нас хорошо кормили в школьной столовой.

В местном Доме творчества мы посмотрели национальные песни и танцы. Побывали на песцовой звероферме, заглянули в ледник, устроенный в вечной мерзлоте, где хранится питание для них, добытое в море. Запах не для впечатлительных, но «мы привыкли, это наше национальное» — говорят жители. Чтобы хранить продукты для людей, община приобрела огромные современные холодильники. Почти у каждого дома — ездовые собаки особой чукотской породы, очень выносливые. Зимой это основное средство передвижения.

Охота на китов

Чукотка — единственный регион в России, где ведётся промысел китов. Охота разрешена коренным жителям, чукчам и эскимосам, согласно утверждённой международной квоте.

Сердце посёлка Лорино — территориально-­соседская община. Её профиль — охота на китов, моржей и нерп. Здесь сохранился производственный цикл, созданный в советское время в совхозах. Охотники, добывая морского зверя, излишки мяса и жира отдают на корм песцу, из костей вырезаются сувениры. Мы побывали в косторезной мастерской, где я приобрела необычный сувенир — ухо кита.

Погоды и спокойного моря ждали несколько дней. Наконец, надев на себя весь запас тёплых и непромокаемых вещей, мы вышли на моторных лодках. За рулём капитан, впереди стоит высматривающий кита охотник с семикилограммовым гарпуном. Вода свинцового цвета, передвижение в течение шести часов по высоким волнам на скорости 40­-50 км в час, налетающие волны периодически окатывают холодной морской водой, развороты с резкими торможениями.

Охотники понимают друг друга определённым поднятиям рук. Увидев кита, все несутся в одно место, гарпуны летят, увлекая за собой пузырь, который не даёт киту уйти под воду. Когда кит побеждён, его буксируют в порт, вытаскивают на берег тракторами и начинается разделка туши всей общиной. Размеры кита — до 14 метров, вес — до 14 тонн! Каждый житель может взять, сколько посчитает нужным. Остальное закладывают в холодильники и ледник.

Председатель общины Алексей Оттой в лихие 1990­-е здесь, в Лорине, как Абрамович на всей Чукотке, совершил подвиг. За 30 лет до этого китобойный промысел велся на судах. Он восстановил традиционную охоту, чтобы накормить людей. Сейчас его систему управления общиной называют «мягкой силой», он говорит тихим голосом. Но все знают: «Оттой сказал — Оттой сделал». Общаясь с ним, я ещё раз ощутила опыт, уверенность и достоинство мира настоящих людей!

Ольга Батищева