Главную тему обсуждения относительно нового фильма «Союз спасения» можно сформулировать так: несёт ли картина какое­-либо политическое послание современному обществу, и если да, что именно хотели сказать её создатели? Вопрос, надо сказать, закономерен, ведь яркая и красочная кинодрама повествует о событиях, которые могли кардинально изменить историю страны и направить её развитие по другому пути. Речь идёт о восстании декабристов, случившемся в период междуцарствия зимой 1825 года.

Со школьной скамьи мы привыкли считать декабристов героями — и было отчего. Ведь ими восхищались и Александр Пушкин, и граф Толстой (декабристами едва не стали Евгений Онегин и Пьер Безухов), не говоря о целом сонме других заметных деятелей культуры. Но трактовка исторических событий в зависимости от эпохи меняется. В советское время любой бунт против самодержавия однозначно оценивался с самых возвышенных позиций. Сегодня на те же эпизоды русской истории XIX века нам предлагают взглянуть с другой точки зрения.

Однако вначале остановимся на художественных достоинствах картины. В фильм, вне всякого сомнения, вложено очень много трудов и «картинка» получилась замечательной. Костюмы, антураж, проработка деталей заслуживают всяческих похвал и уважения — хотя и здесь недовольные голоса, конечно, есть.

А вот к работе режиссёра и сценаристов вопросов куда больше и они основательнее. Фильм перенасыщен событиями и героями, при этом выделить какую­-либо главную линию повествования не получается или же она неочевидна. Внимание зрителя распыляется и утопает в деталях, в результате чего за деревьями не видно леса. И — это важно — о многих знаковых, принципиальных моментах в фильме не сказано ни слова. «Конституция» Муравьёва, «Русская правда» Пестеля, манифест «К русскому народу» Трубецкого, а также планы освобождения крепостного крестьянства, равенства всех перед законом и вся остальная «идеология» полностью остались за кадром, они даже ни разу не упоминаются.

«Слушай, а зачем декабристы затеяли всё это?» — недоумённо спросила моя знакомая после просмотра фильма. И действительно, зачем? Кинодрама «Союз спасения» не даёт нам внятного ответа.

Герои фильма — блестящие офицеры, которые то ли от скуки, то ли от избытка энергии и беспросветного ущемлённого эгоизма решаются на бунт против действующей самодержавной власти. Чем они недовольны, чего им не сиделось и не служилось? Кажется, что, основательно вникнув в события, сценаристы запутались в многочисленных технических деталях: какой полк где стоял, куда двигался, кто командовал, кто в какой мундир был одет и прочее подобное. Суть же событий, не КАК, а ДЛЯ ЧЕГО всё это делалось, что двигало декабристами, для них совершенно не важны. Но ведь перед нами исторический фильм, а не компьютерная игра.

Оба императора, уходящий Александр I и наследующий ему Николай I, показаны как-­то слишком однобоко: кажется, присущих людям недостатков у них нет вовсе. Особенно это касается Николая, которого, надо отметить, очень неплохо сыграл Иван Колесников, памятный многим по баскетбольному фильму «Движение вверх». Решительность и возведённая в принцип бескомпромиссность демонстрируются здесь как главное достоинство правителя. Кстати (я в этом уверен) мало кто из неподготовленных зрителей понял, что императоры — родные братья, а не отец и сын.

Думается, главный посыл картины очевиден: бунт против власти — очень плохо и при этом бесполезно. От раздутого «эго» бунтовщиков страдают многочисленные совершенно невинные люди: жестоких и натуралистичных сцен в фильме более чем хватает. Сидели бы декабристы смирно — всем (включая их самих) было бы только хорошо.

Но кто-то после просмотра фильма «Союз спасения» может сделать для себя и иные, куда более пугающие выводы в духе пришедших позже большевиков. Революцию не делают в белых перчатках, достижения высокой цели без жертв не обойтись, благородные принципы в серьёзном деле только вредят. В истории нашей страны и такое уже бывало.

Одно могу сказать точно: своей сумбурностью и недосказанностью фильм провоцирует интерес к событиям декабря 1825-го. После возвращения из кинотеатра я просидел над книгами до утра.

Александр Гирлин