В чём выражается самобытность городов? Прежде всего, в архитектуреансамбле зданий на улицах, деталях на фасадах домов, окнах, балконах, фронтонах крыш... И наш Сергиев Посад считают одним из таких самобытных городов, который не утратил провинциальный колорит, сохранил неповторимую атмосферу русской глубинки.

Конечно, во многом это заслуга Лавры, которая за столетия в архитектурном смысле мало изменилась. Но общую картину очень удачно дополняли и деревянные дома с изящными резными наличниками на окнах.

Увы, постепенно маленькие шедевры деревянного зодчества ветшают, разрушаются, сносятся, сгорают или заслоняются новостройками. С 70­-х годов с улиц Сергиева Посада исчезло больше 90% старинных домиков, многие из которых не сохранились даже на фото.

Мы прошлись по городу, заглядывая в окна стареньких избушек, домов с декором действительно осталось очень мало, да и те, что удалось отыскать, в большинстве случаев ветхие. Больше всего образцов деревянного зодчества сохранилось на улицах Вифанской, Клементьевской, Кооперативной, Кирова и 1-­й Ударной Армии. Один домик (тоже уже не жилец) каким­-то чудом застрял на проспекте Красной Армии, ближе к Воробьёвке, между нелепым зданием бывшего банка из красного кирпича, девятиэтажками и торговым центром. Дом сильно ушёл в землю, окна первого каменного этажа на уровне тротуара, к стене второго пришпилена спутниковая тарелка, но понятно, что здесь давно никто не живёт.

Экспедиция за наличниками

Ещё в 70-­х годах научные сотрудники Сергиево­-Посадского историко­художественного музея озаботились вопросом сохранения деревянного декора. Была собрана экспедиция из специалистов по сбору уникальных образцов наличников, в неё вошла и Валентина Жигулёва. Сейчас она возглавляет сектор русского народного искусства музея­-заповедника. Собранного материала хватило на то, чтобы организовать большую выставку.

«Первая выставка была организована в Больничных палатах в Лавре. Она заняла полностью пять залов. Второй раз экспозиция «Архитектурная резьба Сергиева Посада XIX­-начало XX веков» выставлялась с 1988 по 1989 годы в Пятницкой церкви. Там можно было увидеть наличники, привезённые с Севера, с Поволжья, но в основном мы использовали образцы, собранные в нашей местности. Дело в том, что в это время город активно перестраивался. Мы писали специальные письма в администрацию, чтобы нам разрешили снять резьбу с заинтересовавших нас домов, которые планировались под снос», — рассказала Валентина Жигулёва.

По её словам, мастеров по наличникам в Посаде было мало. Местные кустари основной упор делали на изготовление игрушек, а к строительству домов, равно и к их украшению, активно привлекали плотницкие артели из соседних губерний. Так, по словам старожилов, отдельные дома по ул. Митькина (бывшая Нижняя), Берёзовому переулку строили плотники из­-под Берендеева Ярославской области. Селились мастера поближе к Лавре, там, где заказывали строить себе дома знатные люди. Некоторые образцы деревянного зодчества сохранились до наших дней, но большинство, увы, утрачено. Кое-­какие образцы остались лишь на фотографиях, сделанных экспедицией.

«На месте ресторана «Пришвин» на Келарке стоял дом 1901 года постройки, очень интересный по судьбе. Последними его хозяевами были сёстры Чернохвостовы, учительницы. Они даже хотели подарить этот дом городскому музею. Взамен просили всего лишь однокомнатную квартиру, но город денег пожалел. Хотя сам по себе дом с землёй стоил намного больше. Когда здание сносили, нам разрешили снять один наличник с боковой стены. Тогда ещё были живы обе сестры. Этот наличник у меня хранится в фондах», — рассказала Жигулёва.

Самые старые наличники в музейной коллекции со сложной ювелирного качества резьбой датируются серединой XIX века. Домов, на которых они красовались давно уже нет, да и как иначе, ведь в среднем деревянное строение живёт 100­-150 лет.

Дракончики в навершии

Наличники, которые можно встретить на посадских домах, тяготеют к традициям русского классицизма. Характерной особенностью стиля являются небольшие треугольные фронтоны с навершием. Но в чистом виде канонам, которых, признаться, и не было, никто не следовал. Каждый мастер творил согласно собственному вкусу и пониманию.

На одном из домов на ул. Сурикова на Кировке и на доме по ул. 1­-й Ударной Армии сохранились наличники, в навершии которых изображены конские головы, а между ними два маленьких ромба, отдалённо напоминающих женскую фигуру. Это одна из самых древних композиций. Иногда коней заменяли на птиц с мелким сквозным оперением. Характерным элементом для наличников являются «шишки», внутри которых трёхлепестковый цветок — символ возрождения жизни. Очень часто в резных декорах встречаются изображения драконов и образ солнца.

Очень часто мастера украшали не только окна, но и парадный вход. Такие дома в Сергиевом Посаде ещё можно увидеть, например, на улице Клементьевской. Парадные, как правило, имели одинаковое оформление: филенчатые двери, кронштейны или столбы, поддерживающие навес. Очень необычное исполнение декора в доме 32 на ул. Кооперативной — изгиб крыши и резной узор по фронтону повторяют форму кокошника. Это единственный дом, на котором мы обнаружили резные буквы «АЛ» — инициалы бывшего владельца. На Вифанской, 104 сохранился один из немногих домов с балкончиком, которые появились в Сергиевом Посаде в начале XX века.

Реинкарнация избушек

Что потеряет Сергиев Посад, когда исчезнут эти последние живые свидетели истории? Мы не первые, кто задаёт себе этот вопрос. Не случайно в сети инстаграм появилась группа #derposad «Деревянный Посад», цель которой сохранить самобытные уголки города хотя бы на фотографиях. Проект интересный, правда, застрял на 33 постах. Реанимировать прошлое, реставрируя деревянные дома, пытаются и участники проекта «Том Сойер фест». Они уже провели «реинкарнацию» дома № 5 на ул. Вифанская, но это капля в море того, что требует восстановления.

Своеобразным продолжением деревянного зодчества можно считать и наличники в доме художника Виктора Багрова на ул. Вифанской. Правда, среди классических элементов «шашек» и «солнца» мастер со свойственными творческому человеку причудами поселил Берегиню, русалку, птицу Сирин и пару павлинов с виноградными ветвями. Для музейных специалистов такой новодел большой ценности не представляет.

Напоследок

Понятно, что у каждого старенького дома есть хозяин. Законов, запрещающих людям сносить и перестраивать деревянные дома, забивать сайдингом вид, которым люди любовались столетие, не существует. Да порой у хозяев банально не хватает средств на то, чтобы содержать всё это хозяйство. Увы, государственных дотаций на реставрацию частных домов не предусмотрено. Получается, что их сохранность целиком зависит от хозяев, которые понимают историческую ценность своего жилища.

 

Оксана Перевозникова

Фото Сергея Семенькова