В конце октября в Москве, во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка, посвящённая нашим землякам — династии резчиков­-миниатюристов Хрустачёвых. Это событие в культурной жизни столицы значимо и для жителей Сергиева Посада.

Основатель знаменитой династии резчиков Иван Семёнович Хрустачёв родился в 1841 году в семье посадских мещан. Отец умер, когда Ване исполнилось семь лет. Мать, Авдотья Сергеевна, поначалу определила сына в бесплатное трёхгодичное народное училище при Лавре — где, кстати говоря, давалось довольно приличное образование: среди изучаемых предметов значились чтение, письмо, арифметика, грамматика, география, российская история, рисование, церковное пение, краткая священная история и катехизис.

Учился Иван неплохо (школьная ведомость отмечала его «порядочные успехи»), но мать вскоре передумала и отдала его в обучение резных дел мастеру, чьё имя история для нас не сохранила.

Любопытно, что чтение и письмо Иван самостоятельно освоил позже — специфика профессии требовала широкого кругозора, общей культуры, знания религиозных сюжетов, изучения новых тенденций в искусстве резьбы.

Став мастером, он начал виртуозно изготавливать миниатюрные крестики, иконки, складни и другие уникальные изделия из кипариса и кости — причём это было не тиражирование существовавших образцов, а оригинальные произведения с самостоятельно продуманным сюжетом. Изделия резчика Ивана Хрустачёва можно было приобрести в сувенирных лавках Троице­-Сергиевой лавры, это был штучный и дорогой товар. Впервые его имя встречается в приходно­расходных книгах монастыря в 1862 году, когда юноше шёл 21 год.

Искусство молодого мастера было замечено. В 1867 году изделия 26­-летнего Ивана Хрустачёва были представлены на выставке в Париже, куда их вывез (предварительно купив у автора) сергиевопосадский купец Александр Григорьевич Сафонов. Отметим, что купец не прогадал: например, купленный у Хрустачёва за 35 рублей складень он продал за 100 рублей. Кроме того, французское жюри предоставило работам мастера особый Почётный отзыв.

Примерно с этого же времени Иван Хрустачёв стал регулярно участвовать в художественно­-промышленных выставках в России и за рубежом, почти везде получая высокие награды. Отметим некоторые из них. На Всероссийской художественно-­промышленной выставке 1882 года в Москве он был награждён золотой медалью «За превосходную художественную резную работу, а также за постоянные заботы об усовершенствовании своих изделий». В 1889 году на Всемирной выставке в Париже он получил серебряную награду, а трёхстворчатый складень его работы приобрёл Мадридский национальный музей. Известно, что к этой выставке Иван Хрустачёв кроме своих традиционных изделий изготовил солонку и деревянное блюдо для встречи президента Франции Сади Карно. На дне блюда был вырезан рельефный портрет главы Французской республики, образцом для которого послужил газетный снимок.

В те же годы Лавра регулярно заказывала Ивану Хрустачёву, который считался лучшим мастером, резные иконы для поднесения именитым гостям, в том числе членам императорской фамилии.

В 1903 году «за особые труды» сергиевопосадскому мастеру было высочайше пожаловано звание Почётного гражданина (особое привилегированное сословие в России тех лет. — Ред.), а несколько позже и личное дворянство.

В 1900 году Иван Хрустачёв построил двухэтажный дом на Штатно­-Нагорной улице (на снимке). В его семье было девять детей. Старшие сыновья Виктор и Николай продолжили дело отца, став искусными резчиками. В 1914 году, в возрасте 72 лет, Иван Семёнович мирно скончался и был похоронен на Кукуевском кладбище. 

Династия Хрустачёвых была широко известна в России на протяжении около 70 лет. После революции резчикам пришлось перейти на изготовление изделий светского характера, но дело в долгосрочной перспективе не пошло и в 1930­-х годах производство миниатюр в нашем городе прекратило своё существование.

Сейчас изделия самобытного мастера и его учеников хранятся в музеях Кремля, музее Андрея Рублёва, московском Музее декоративно­прикладного искусства, в Абрамцевском и Сергиево­Посадском музеях и частных коллекциях.

Редакция «Краеведческого вестника»

 

Из аннотации к выставке «Династия Хрустачёвых.
Сергиевские резчики­-миниатюристы»

Традиция изготовления миниатюрных резных распятий и икон пришла в средневековую Россию из византийских монастырей, откуда в XV-­XVI столетиях привозились работы, выполненные греческими мастерами. Одной из немногих отечественных обителей, перенявших это виртуозное ремесло, стал Троице­-Сергиев монастырь, в XV-­XVII веках славившийся своими резчиками-­миниатюристами. Новый этап возрождения традиции миниатюрной резьбы пришёлся на вторую половину XIX века. Связан он с именем талантливого сергиевского резчика Ивана Семёновича Хрустачёва, основателя целой династии мастеров­-миниатюристов, работавших в этой технике более семидесяти лет. Для изготовления небольших резных работ использовалось дерево кипариса, очень плотное по структуре и позволяющее выполнять порезки с ювелирной тонкостью и точностью.  

Основой собрания Всероссийского музея декоративного искусства стали экспонаты Всероссийской художественно­-промышленной выставки в Москве 1882 года, которые и явились «закладным камнем» созданного тогда в Москве Кустарного музея. Открывают экспозицию изделия, выполненные специально для выставки, за которые мастер получил Золотую медаль. Среди них — напрестольный крест, близкий по иконографии и композиции работам афонских резчиков XVI столетия. Однако в основании креста, на шестигранной подставке­-постаменте изображены традиционно русские сюжеты из жития преподобного Сергия Радонежского. Тончайшая ажурная резьба демонстрирует виртуозную технику мастера­миниатюриста. Среди работ этого периода выделяются образ Преподобного Сергия Радонежского, трёхстворчатые складни «Спас Вседержитель с предстоящими» (из кости) и «Явление Богоматери Сергию Радонежскому».

Отдельную группу предметов, созданных для выставки 1882 года, составляют светские портреты: Императора Александра II на смертном одре, только что вступившего на престол Александра III (1881­1882 гг.) и московского генерал­-губернатора князя В. А. Долгорукова. Все они выполнены с фотографий с тончайшей детализацией изображений и имеют авторские вырезанные подписи на обороте. В этих работах Хрустачёв впервые обратился к портретному жанру и считал их новым опытом.

Ещё одна группа икон выполнена уже в 1910-­е годы наследниками мастера. В богоборческие 1920­-1930-­е годы мастера стали выполнять шкатулки, коробочки, рамки для фотографий, украшенные резными вставками с портретами, жанровыми сценами («Жатва», «Пахарь» и др.), декоративными композициями. Однако отсутствие ценного привозного материала, сложность и дороговизна работы привели к угасанию этого уникального промысла.

Выставка будет открыта для посещения до 16 февраля 2020 года. Адрес: Москва, ул. Делегатская, дом 3 (метро Новослободская, Цветной бульвар). Телефон +7(495)609-­01­-46.