Через пару недель в ОДЦ «Октябрь» пройдёт необычное представлениепервое в истории города шоу фокусов, которое создал местный житель со своими коллегами по волшебству. Фокусника зовут Антон Колесов, вместе с ним в этот вечер на сцену выйдут иллюзионисты Александр Никонов и Вольтер.

Фокусы переживают сложное время: YouTube делает своё дело, охраняемые столетиями секреты без труда выдаются всем и каждому. В ремесло приходят школьники, как в прямом, так и переносном смысле, — те, кто ради развлечения покупают простой реквизит, разучивают пару трюков и показывая их неумело, создают дурную репутацию всему жанру.

Антон и его коллеги идут по другому пути. Фокусы стали профессией, которая не только приносит моральное удовлетворение, но и кормит их. Ставки высоки: они покупают не только реквизит, на что уходят сотни тысяч рублей, но и сами секреты фокусов, которых нет в Сети. Они не пропускают конференции фокусников, а есть и такие. И, что интересно, сами придумывают и мастерят собственное оборудование для фокусов.

Концерт должен быть интересным: в программе заявлены фокусы, понятные и детям, и взрослым, а ещё исчезающие кролики, прочитанные мысли, летающие столики, летающие люди... Впрочем, возможны изменения — ведь никогда не знаешь, что от этих фокусников ждать.

Мы поговорили с Антоном Колесовым, который за два года с момента, когда его увлекли фокусы, прошёл большой путь, забросил все прежние работы и подработки, чтобы сосредоточиться на любимом деле.

Мы озабочены, как выглядим со стороны

«Какая аудитория самая отзывчивая? — задумывается Антон. — Раньше я делил зрителей, думал, что дети реагируют сильнее. На самом деле набор одних и тех же реакций одинаков у всех обычных здоровых людей».

Другое дело, что кто­-то удивляется фокусу, переживая это внутри себя, а кто­-то удивляется с громким криком «вау!». Некоторые могут начать бегать кругами или рвать волосы, такое тоже бывает, это тоже одна из реакций, с которыми сталкиваются фокусники.

Самые непосредственные, по опыту Антона, — взрослые американские зрители. Соперничать в этом с ними могут только корейцы, японцы и китайцы, у которых простая манипуляция, даже не сам фокус, а часть его, сделанная эффектно, вызывает бурное умиление. «Если посмотреть записи разных шоу, то можно видеть, что азиатские зрители неистово кричат во время выступления фокусника, — рассказывает Антон, — вот это «вау» они делают лучше всех. Ваа-­а-­а­уу!»

Русский зритель, по его наблюдениям, в этом отношении очень сложный — не просто сдержанный, а закрытый, и всегда переживающий о том, какое впечатление он производит со стороны. Возможно, предполагает наш собеседник, в Финляндии жители ещё холодней, но перед ними он ещё не выступал.

Самой необычной аудиторией для Антона стали жители шри­ланкийской деревни, где он остановился во время путешествия. Всё началось с того, что он просто предложил показать фокусы для детей хозяев маленького домашнего кафе, а закончилось импровизированным концертом, куда хозяева позвали всех своих соседей.

На одних фокусах не выжить

Сегодня мало фокусников работают в каком-­то одном жанре, и, как правило, иллюзионисту приходится осваивать всевозможные смежные направления. Причина сугубо экономическая — показывая, например, одни карточные фокусы или отточив в совершенстве сгибание ложек силой мысли, долго существовать в профессии не получится. Из одного этого не сделать полноценное шоу.

«Десять лет назад на одних фокусах можно было заработать на хлеб. Теперь для того, чтобы сделать шоу, приходится учиться танцевать, жонглировать, петь, рассказывать анекдоты. И вдобавок к этому показывать фокусы, тогда ты будешь интересным», — делится соображениями Антон Колесов.

В начале пути он думал, что достаточно научиться десяти приёмам — и дело сделано, ты фокусник. Спустя пару лет он говорит, что, возможно, и тысячи приёмов недостаточно, как недостаточно простой ловкости рук. Хорошее шоу требует продуманную историю, которая свяжет фокусы, оно требует образа — загадочного, яркого, непохожего на других.

Когда­-то это была закрытая каста, куда попадали с большим трудом. До появления интернета начинающим приходилось правдами и неправдами искать мастера, который взялся бы учить за хорошие деньги, — как мастер и подмастерье. Тернистый путь остался в прошлом, и единственный способ сегодня доказать, что твоё желание — настоящее, это оставаться в ремесле долго, после неудачи, после второй и третьей.

Самый популярный фокус — какой?

Антон Колесов считает, что это карточные фокусы, особенно среди начинающих. Колода —  универсальный предмет: с картами можно делать ментальные трюки, и вообще это единственный инструмент, который позволяет максимум и при этом очень компактен. Ещё популярный вариант, но вызывающий споры среди самих фокусников, — трюки с автоматическим реквизитом, то есть с механическими приспособлениями, которые делают всё сами, фактически без участия человека.

Владимир Крючев

P.S. Сергиевопосадский фокусник рассказал и о своих коллегах, членах Российской ассоциации иллюзионистов, профессиональных актёрах, впервые объединивших свои силы на одной сцене.

Александр Никонов, подобно маэстро из Средневековья, показывает фокусы с кроликами и голубями. «Мы познакомились полтора года назад на очередном конгрессе фокусников и сначала просто делились друг с другом опытом, а потом придумали несколько номеров на двоих», — вспоминает Антон.

Вольтер работает в жанре ментальной магии. Как в кино — он угадывает мысли, силой взгляда заставляет вилку согнуться, что отлично дополнит таланты коллег. И это крошечная часть того, что фокусники готовят к своему первому выступлению в Сергиевом Посаде.