Мошенничество в какой­-то мере искусство: нацелено на широкую аудиторию, требует креативности от создателей и существует со времён возникновения человечества. Мошенники, как артисты или художники, ищут всё новые формы и не остаются в рамках элементарных уличных «разводов». Мы собрали небольшую подборку новых и не очень представителей «жанров»: от традиции до постмодерна.

Замена счётчиков

Ходить по домам, настойчиво предлагая заменить счётчики, — в среде аферистов классика, которая не теряет актуальности. Суть мошенничества очень проста: «добрые самаритяне» звонят в дверь, представляясь представителями управляющей компании (энергосбыта, водоканала, газового хозяйства) и говорят, что вам срочно нужно менять оборудование. Утверждают, что у счётчиков закончился срок эксплуатации и что их меняют во всём доме. В большинстве случаев это абсолютная ложь, но многие верят и приобретают новый счётчик «со скидкой» — естественно, втридорога.

Сообщения об очередной «бригаде» приходят со всего нашего округа постоянно: люди звонят, пишут и, что приятно, снимают таких «ремонтников» на камеру телефона, после чего те быстро ретируются.

Опасностей у такого «жанра» несколько. Во-­первых, за качество услуги никто не отвечает (если электросчётчик будет плюсовать вам киловатты, не так страшно, а вот неправильно установленный газовый счётчик — почти террористическая угроза). Во-­вторых, налицо переплаты и финансовые потери, зачастую вовсе ненужные: у тех же газовых счётчиков срок эксплуатации до 12 лет. Доказать что­-то в суде потом почти невозможно: услуга оказана, деньги за неё человек заплатил сам, а кто слышал, что там ему говорили предварительно? В-третьих, для многих злодеев ремонтные работы — лишь повод зайти в квартиру, а там уже впустившему их хозяину могут грозить и другие опасности.

Метод защиты простой — проверять, что вам говорят. Представляются сотрудниками управляющей компании или энергосбыта? Позвоните туда. То же самое, если говорят об общедомовой замене. Утверждают, что сроки эксплуатации счётчика истекли — загляните в техпаспорт. И — да, не открывайте дверь незнакомым, будь то неизвестные вам «соцработники», «ремонтники» или иные подобные «страждущие».

Завышение цен

Следующий вид мошенничества имеет очень много общего с предыдущим: он основан на предоставлении услуги, но неправильной её оценке, а значит — претензии почти недоказуемы. Схема работает, в основном, с пожилыми или же просто несведущими в технике людьми.

К нам в редакцию обратилась женщина, которая вызвала на дом компьютерного мастера с просьбой заполнить аккаунты в соцсетях. Во сколько бы вы оценили эту очень простую, в общем-­то, работу? 500 рублей за вызов и чашка чая? Но «мастер Евгений» оказался не таков и назначил прайс в 9000 рублей. Жертва, не подумав и растерявшись, заплатила, и вот уже несколько месяцев пытается добиться справедливости через юристов. Пока безуспешно.

Что делать в таких ситуациях? Всегда уточняйте стоимость услуги до её оказания. Ответить на вопрос вам обязаны по закону «О защите прав потребителей» (статья 10 требует от поставщика услуг заранее называть цену в рублях). Кроме того, в любых ремонтных работах по замене чего угодно (будь то детали компьютера, автомобиля, телефона и т. д.) просите чеки, ну а потом просто суммируйте.

Ещё один совет: обращайте внимание на оформление объявления. Зачастую тот же ремонт компьютера предлагают якобы «рукописные» бумажки на дверях, иногда даже с припиской «не фирма»: приглядитесь, если есть характерные разводы от принтера — уже повод задуматься.

В смысле, как звали вашу собаку?

Перейдём к социальным сетям. Раньше вы могли получить смс: «Мама (папа, бабушка, дядя)! Срочно нужны деньги! Подробности потом!» Теперь тот же клич идёт через Telegram, WhatsApp, «ВКонтакте», «Одноклассники» и т. д. Вариативность тут очень большая: от коротких сообщений с просьбой одолжить пять тысяч до обеда до настоящих видеопостановок с «медиками» и/или «полицейскими».

Это способ мошенничества не нов, но он постоянно развивается и совершенствуется. Сегодня уже мало кто из преступников использует для рассылки сообщений спам­ботов: всё чаще вам пишут далеко не механическим слогом, будут обращаться по имени, вести беседу (спросят как дела, возможно, даже о здоровье близких, с именами). Причём сообщения будут приходить с аккаунта человека, который вам знаком и есть в списке друзей — его страница взломана. Перед началом переписки мошенники предварительно внимательно изучают и вашу страницу, и его.

Лишаются своего «лица» пользователи, в основном, двумя путями: фишинг (рассылка ссылок, при переходе по которым внедряется вирус) и подбор пароля — многие не утруждают себя сложными наборами букв и цифр. Выводы из этого очевидны. Не открывайте никаких лишних сообщений (особенно начинающихся со слов: «Смотри, где я нашёл твои фото…» или «Не вы ли потеряли…»). Следует обращать внимание и на написание ссылки — если в начале имени известного сайта вместо «https» идёт «http» — весьма вероятно, что это ловушка. Кроме того, вводить свою дату рождения в качестве пароля в 2019­-м уже стыдно.

Если же вам пишут с просьбой о деньгах, задайте какой-­нибудь вопрос, о котором не рассказывали в «Инстаграме»: вряд ли настоящий родственник обидится, если вы спросите, как звали вашу первую таксу. Особенно если никакой собаки у вас отродясь не было.

Купи/гуляй

Мошенники неплохо себя чувствуют и на сайтах объявлений вроде «Авито» или «Юла». Самое банальное — неверные данные телефонного номера, почты и т. д. Вас просят заранее перевести деньги за товар, после чего продавец исчезает. Вы пожалуетесь администрации сайта, профиль заблокируют — а ушлый молодой человек возьмёт очередную оформленную неизвестно на кого сим­карту и напишет новое объявление. Кстати, дата регистрации на сайте — совсем не показатель, такие вещи зачастую делают заранее, а вот история сделок, если таковая имеется — хороший знак.

Есть и относительно новые варианты, например, когда мошенник находит объявление о продаже чего угодно, пишет продавцу, получает номер карты и просит подождать. Затем создаёт копию настоящего объявления и ищет нового «покупателя», которому скидывает ранее полученные данные. Этот покупатель скидывает деньги, мошенник (ставший посредником) забирает товар. Настоящий покупатель, перечисливший деньги, остаётся ни с чем.

Фальшивые сайты

Ещё один интернет­-метод, о котором стоит упомянуть, — поддельные сайты. Это такая эволюция старого мошенничества с поддельными платёжками, когда всё почти одинаковое, кроме нескольких цифр в номере счёта.

Такие «двойники» создают управляющим компаниям, фирмам, предоставляющим услуги доступа в интернет (к нам обращалась жертва поддельного сайта «Ростелекома») и даже магазинам.

Вернуть деньги в таких случаях особенно тяжело, поскольку зарегистрирован сайт, скорее всего, за рубежом, а пока человек после такого перевода опомнится — проходят любые сроки прерывания операции. Здесь один совет — внимательно смотреть в адресную строку.

Шапочки и другие изделия из фольги

Напоследок о хорошем. Россия недавно стала первой в мире по операциям через интернет­-банкинг. Это говорит о развитии нашей банковской системы. Причём тут мошенники? Рекорд мы поставили во многом благодаря повсеместному введению бесконтактных карт, которые очень понравились и злоумышленникам. Уже неоднократно в общественном транспорте замечали людей с терминалами, которые втихаря прикладывают их к сумкам и карманам — сумма до 1000 не требует подтверждений пин­кода.

Для борьбы с этим явлением коллеги с Первого канала предлагают оборачивать кошелёк фольгой, но, думаем, достаточно носить карту или кошелёк так, чтобы он был у вас на виду. А то так и до известных шапочек недалеко, хотя верить, конечно, всё равно никому нельзя.

Иннокентий Майоров

Фото Александра Гирлина