На днях вышел 10­-й номер литературного журнала «Сергиев», где свои стихи и прозу публикуют сергиевопосадцы, а компанию им составляют коллеги из других городов России. Незначительный на первый взгляд юбилей стал событием в местной пишущей среде.

В Сергиевом Посаде были примеры авторских журналов об искусстве — например, проект художника Валерия Воробь­ёва «Арт­Посад». Некоторые закрывались, другие продолжают выходить, но если не брать в расчёт наше приложение «Кладезь», то «Сергиев», пожалуй, — единственное общедоступное регулярное литературное издание в городе.

Деньги на выпуск «Сергиева» поступают не из рекламы или бюджета. Авторы и издатели делают его вскладчину: участники платят взносы, организаторы ищут гранты, подают заявки на премии.

Журнал издают Александр Ананичев и Павел Алиев. Оба поэты, и у каждого есть общественная, как это принято говорить, нагрузка: Александр возглавляет местное отделение Союза писателей России, Павел — один из создателей сергиевопосадского творческого объединения «Квад­ратЪ». Павел Алиев рассказал не только как запустить журнал в плавание, но и как удержать этот корабль на плаву.

— Как это — издавать литературный журнал в маленьком городе?

— Я ощущаю Сергиев Посад не маленьким, а скорее областным городом. По основной работе как переводчику мне доводится часто ездить по России, и я убедился, что людей пишущих или рисующих у нас больше, чем в иных областных центрах. Это ни плюс ни минус, а просто факт. У нас есть публика, есть и запрос. Есть и авторы. Если мы бы начинали с Александром Ананичевым с нуля, абсолютно не зная поэтов и писателей, что живут вокруг, нам бы было тяжело. Но есть старшие собратья — объединения «Свиток» и «Виток», есть объединение «КвадратЪ», есть отделение Союза писателей России, которые помогают нам наполнять журнал.

— Другими словами, проблем с поиском авторов нет?

— Нет, более того, у нас образовалась очередь заявок авторов из местных творческих объединений. Пишут и те, кто состоят в наших организациях, а живут в других городах. И при этом у нас хорошие связи просто с авторами из других городов — из Бежецка, Твери, Орехово-­Зуева.

— Насколько это типично для таких городов, как наш, иметь свой литературный журнал?

— Это случается редко. Я знаю, что Володя Бодров, поэт из Орехово-­Зуева, со своей супругой Надеждой делали качественный альманах с приглашёнными авторами. В Пушкине какое­то время выходил альманах. Это существует, но непостоянно.

— У нас в районе было несколько журналов — некоммерческих, о творчестве. Какие трудности обычно возникают у них?

— На нашем примере скажу: дело даже не в деньгах. Мы выходим в ноль, у нас нет долгов. Если бы мы издавали журнал в интернете, было бы ещё проще. Технически грамотных людей, вер­стальщиков, корректоров най­ти трудно, но и это тоже не главная проблема. Проблема в организационных моментах — надо договориться с авторами, объяснить, что от них требуется, добиться обратной связи, напоминать, чтобы автор прислал качественное фото и биографию, и написал её нормально. Потому что — и это интересно — даже хорошо пишущим авторам, критикам, трудно даются такие, казалось бы, простые вещи, как краткая автобиография. В общем, я называю это вопросы коммуникации — вот что сложно.

— Вы обходитесь личными деньгами или привлекаете другие источники?

— Основной наш источник — взносы с авторов. Это больше плюс, чем минус: когда человек отдаёт личные деньги, он чувствует большую ответственность за качество журнала. Когда делает бесплатно, тогда и отношение такое — как будто это что­то несерьёзное. Второй источник — те деньги, которые мы получили на премии «Наше Подмосковье». Помню, в какой-­то момент резко подскочили в цене полиграфические услуги, и мы поняли, что нам не хватит собранного от авторов. И как раз, по счастью, в эти же дни мы получили премию, которая позволила напечатать тираж.

— Доступнее ли с годами становится печать — как журналов, так и книг?

— Скорее нет. Услуги как таковые дорожают, но вместе с тем выросло и качество печати, появилось больше форматов, больше интересных образцов бумаги. Печатать журнал в Москве дорого, в Московской области дешевле, в регионах ещё дешевле, но и выбор типографий там невелик. Золотая середина это всё же Подмосковье, где хороший выбор печатающих компаний.

— Насколько для вас важно выйти за пределы поэтической аудитории, сделать так, чтобы журнал почитал человек, поэзией не интересующийся?

— На нашей презентации было много людей, которые никогда о «Сергиеве» не знали. Мы делаем также аудиоприложение и распространяем его в соцсетях. В городе есть точки, где журнал распространяется, и это не «поэтические» места, не книжные магазины. У книжных магазинов вообще сложная судьба — их мало, в нашем городе их осталось один-­два, все они работают с крупной дистрибуцией из центра, и тираж даже в 5000 экземпляров может их не заинтересовать. Но есть локальные точки, не считая библиотек, — это местные хенд­мейд и крафтовые магазины. И это здорово, что теперь в ответ на вопросы, где взять журнал, мы можем сказать, где нас найти. Где у нас есть своя полочка.

***

Литературный журнал «Сергиев» можно купить в магазине «Посадская матрёшка» на улице Карла Маркса, а также в библиотеках района.

Ольга Ахсахалян, дебютант «Сергиева»

Алина-Малина

Алина стояла перед дверью кабинета английского. Заходить или не заходить? Надо к уроку подготовиться, но эти мальчишки… Победила «правильность», Алина толкнула дверь и вошла. Учительницы в классе не было. Впрочем, об этом можно было догадаться и за дверью: крики разносились на весь коридор. Мальчишки бегали по классу, корчили рожи и смеялись непонятно над чем.

— О, Малина пришла! — закричал кто-то.

— Опять вся раскраснелась! Запыхалась, наверно! — протянул Петька.

— Какая же она Малина, не видишь — рыжая! Рыжая — значит, глупая! — начал рассуждать Ванька.

Петька не сдавался.

— Да Малина, Малина, видишь, какая красная! Что стоишь, заходи! — крикнул он, повернувшись к Алине. — Доставай, доставай!

Алина достала учебник, дневник, тетрадь. Когда вытащила пенал, ничего на парте не было — всё летало по классу.

— А ну поймай, поймай! — радостно завопил Петька. — Держи, Ванёк!

Алина прыгала, пытаясь поймать хотя бы учебник. Дневник упал на пол, из него вылетела тонкая бумажка. «Справка о болезни», — прочитал Ванёк и усмехнулся.

— Знаем мы, как ты болеешь! Рыжие не болеют! Ты бегай, бегай, тебе полезно!

Петька прыгнул на тетрадку и начал её топтать. Алина вспомнила, как вместе с мамой выбирала тетрадки — самые красивые! — закрыла лицо руками и опустилась на стул. Но успокоиться ей не дали. Подбежал Димка и начал шатать спинку стула.

— Дайте хоть домашку повторить! — в отчаянии закричала Алина.

— Зачем тебе? — прищурился Ванёк. — Ты и так отличница! Только всё равно Малина рыжая!

Алина плакала. Она знала: как только зазвенит звонок и в коридоре застучит каблуками учительница, все тут же сядут на свои места, учебники окажутся на парте, а мальчишки будут самыми тихими и неприметными. Скажешь учительнице — ещё больше задразнят, назовут ябедой. Что же делать? Ладно бы первый раз…

Учительница вошла в класс. Дети дружно встали, приветствуя её. Глаза у Алины были красными.

— Ты плакала? — спросила учительница. — Что случилось?

Тут же встал Петька.

— Да она уже давно плачет! Шизанутая просто! — он картинно развёл руками. — Сначала к нам пристаёт, а потом плачет! Больная на всю голову! Не обращайте внимания!

— Петя, что ты такое говоришь? Извинись перед Алиной! Кстати, а ты мог бы перевести эти выражения на английский? В английском языке, как и в русском, существуют фразеологизмы — английские идиомы…

Мальчишки смеялись, услышав незнакомое слово. Учительница увлечённо рассказывала. Про Алину забыли. Она шмыгнула носом, вытерла рукавом тетрадку и стала писать английские идиомы.

Анастасия Цуненко

***

Если воды речных озёр утоляют жажду,

Я хотела бы быть самой тихой, прозрачной гладью.

Чтобы люди в ошибки ссор не ступали дважды,

И учились земные звери друг с другом ладить.

Если в роще лесной прохлады отходит сердце,

Я хотела бы быть самой щедрой, высокой кроной.

Чтобы дети могли с меня в высоту глядеться,

И встречаться пришли бы двое порой влюбленной.

Если ветер уносит сомненья и сушит слёзы,

Я хотела бы быть чуть солёным, вечерним бризом.

Чтоб от каждой главы отвести облака и грозы,

И увидел бы каждый звёзды на небе сизом.

Если небо день ото дня нам сияет разно,

Я хотела бы быть самым ярким лучом рассвета.

Чтобы каждый понял, что он со Всевышним связан,

Что он призван творить добро в сложном мире этом.

Если пламя горит дотла, но другому светит,

Я хочу озарять дороги и таять вьюги.

Чтобы стало больному сердцу теплей на свете,

Чтобы люди любили и берегли друг друга.