Музыкальный праздник «Боковская осень» к 105-летию народного поэта России Виктора Бокова приглашает 20 сентября в 13 часов в Дом­-музей в деревне Язвицы (0+).

19 сентября литературная Россия отметит 105-­летие Виктора Бокова — великого русского поэта нашего времени, автора популярных в народе песен  «Оренбургский пуховый платок», «На побывку едет молодой моряк», «На Мамаевом кургане тишина» и многих других. Всю свою творческую жизнь Виктор Фёдорович позиционировал себя как певец и защитник русской национальной культуры. В каждом боковском сборнике, а их более пятидесяти, звучит музыкальная тема.

Песенная душа поэта живёт и трепещет в его творениях. Много у него стихов, в которых прописана музыка, и из этого списка видна вся многогранность музыкальной культуры его личности.

Мы слышим: стих Бокова напевен, музыкален, душевен, певуч, нежен, сам просится в песню. В нём — и пенье птиц, и музыка цветов, и гимн солнцу, свету, радости и мелодии любви… В нём всё звучит, всё поёт, всё — музыка, потому что у самого поэта, неповторимого, самобытного поэта России — поющее сердце, нежное и доброе.

В жизнь Виктора Бокова музыка вошла с колыбели. Софья Алексеевна Бокова (мать поэта) обладала сильным голосом (сопрано) и музыкальным слухом и пела всюду, а маленький Виктор гордился, что так чудесно, так неповторимо поёт его мама. В будущем поэт с большой теплотой напишет:

Как ты чудно напевала,

Мы в два голоса, бывало,

В две хмелинки, в два ручья,

В две кровинки, в два луча.

Ты была из солнца, света,

Вся как ласковое лето

(«Родословная», 1973 год)

Полюбил будущий поэт с детства и балалайку. «Да, и балалаечку научился держать в детстве, играть и петь под неё тоже... Дома она у меня в почёте. Над самой головой висит, над рабочим столом. Сколько писал о ней, и вот последнее:

В балалаечке моей

Поселился соловей

Голосистый озорник,

Я давно к нему привык», —

так доверительно поэт напишет в статье «Струна­то говорит» («Кругозор» № 2, 1973 год). Трогательно звучит стихотворение «Балалайка», где поэт вспоминает детство:

Трёхструнная тревога балалайки

Зовёт меня на улицу села.

Я вспоминаю детство. На лужайке

Здесь верба одинокая цвела.

И вот на этом самом сером камне,

Который и тогда ещё лежал,

Я трепетными юными руками.

Играющее дерево держал.

Не я на камне и не я играю,

Не в этом дело. Важно, что игрок

В запале чувств даёт родному краю

Свой музыкально­песенный урок!

Выступая в телевизионных передачах, играя роли в кинофильмах и просто выступая в сельских клубах свой музыкально­песенный урок давал всей России звонкий, яркий, самобытный, истинно народный поэт — Виктор Фёдорович Боков. Молодо, задорно, озорно исполнял он русские частушки, аккомпанируя на балалайке. В своё время Боков исколесил всю страну. Нет такого уголка, где бы он ни побывал. Часто на своих литературных вечерах брал он свою балалайку и пел весёлые озорные частушки.

Естественно, что поэт, большой знаток устной народной поэзии, поёт частушки, играет на балалайке и гармони, любит до головокружения гусли. И закономерно, что в стихах Бокова много говорится о народных инструментах — балалайке, гармони, гуслях, флейте, свирели, кантеле, гармонике… Музыкой в поэте пронизано всё, и вся жизнь его наполнена музыкой.

Я, как в небо, в музыку лечу,

Мой корабльвосторженность и трепет,

Музыка меня, как скульптор лепит,

Я в блаженстве слиться с ней хочу.

О боковской поэзии можно с полной уверенностью сказать словами композитора Петра Ильича Чайковского: «В самом стихе, в звуковой последовательности есть что­то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка. Это то, что родится только от сердца и идёт только к сердцу — это любовь».

Раиса Булатова,
экскурсовод Дома­-музея поэта В. Ф. Бокова