Американские фермеры приехали в Сергиев Посад, чтобы поделиться опытом органического земледелия, познакомиться с работой местных коллег, а ещёкак они сами пояснили в ходе визитаподружить простых жителей двух стран, чьи отношения переживают не лучшие времена.

Увидев разные аспекты русской жизни, от фермы в Бужанинове до усадьбы в Абрамцеве, американские гости в финале выступили перед студентами и преподавателями Сергиево-­Посадского аграрного колледжа.

Органическое земледелие означает не просто отказ от химических удобрений и генетически модифицированного посевного материала. Это часть идеологии, отношения к окружающей среде, отказ от потребительского отношения к природным ресурсам. Как и любой продукт, сделанный не промышленным способом, органические фрукты и овощи стоят в разы дороже тех, что вырастил менее разборчивый фермер.

В этом одна из причин, по которым органическому земледелию трудно выдерживать конкуренцию во всём мире: как и в США, где традиция давно укрепилась, так и в России, где к тому же сама отрасль находится в зачаточном состоянии. Закон об органической продукции в нашей стране был принят только в прошлом году, до сих пор нет уполномоченного органа, который проводил бы сертификацию по органическому стандарту, а число по-­настоящему органических ферм в регионе можно сосчитать по пальцам.

Такое фермерство требует денег и времени. Пола Энн Дэй, у которой своя ферма в штате Мэн на северо­востоке США, рассказала, что почва, где фермер собирается выращивать органическую продукцию, должна быть подготовлена в течение нескольких лет. Сложности может создавать даже неудачное соседство — расположенное рядом с Полой хозяйство использует «Раундап», считающееся токсичным средство от сорняков. Это могло бы поставить крест на её органическом бизнесе, но, к счастью, роза ветров такова, что препарат уносит в противоположную сторону. Чтобы сократить расходы на распространение продукции, американские фермеры стараются работать с покупателем напрямую, минуя торговые сети.

Как и Пола — юрист и журналист в своей прежней «дофермерской» жизни, её коллега по делегации Элича Гастелуменди не училась этой профессии, но достигла успеха как мастер-­садовод. Так в Америке называют добровольцев-­земледельцев, которые сначала учатся садоводству, а затем делятся знаниями с желающими заняться этой работой.

«У нас похожий климат и похожие проблемы», — перечисляли фермеры слишком жаркое лето и снежные зимы, дождь или отсутствие его, когда это необходимо, конкуренцию на рынке и подобное.

Визит организовала Наталия Андреева, бывший преподаватель ВАКЗО, а теперь руководитель Международного центра развития человеческого капитала Российской академии кадрового обеспечения АПК Минсельхоза РФ. Партнёром с американской стороны выступил Центр гражданских инициатив, который с начала 80-х продвигает принципы народной дипломатии, а в 90­е годы поддержал создание Службы развтия фермеров на базе ВАКЗО.

Владимир Крючев