В августе 1939 года в Москве открылась ВСХВ — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, впоследствии сменившая имя на ВДНХ. Сегодня, восемьдесят лет спустя, приятно вспомнить, что в реализации того поистине грандиозного проекта принимали заметное участие и наши земляки, жители Загорска. Совершим же путешествие в прошлое и поищем на улицах «Города будущего», как тогда называли выставку, знакомые имена!

Друзья радио

Павильон Московской, Рязанской и Тульской областей в каком-то смысле был поистине многострадальным. То его обвиняли в том, что он аляповат и похож на пряник. То первый секретарь Московского областного комитета ВКП(б) Никита Хрущёв ревниво заявлял, что павильон не может быть хуже павильона Украинской ССР. То первый секретарь ЦК ВКП(б) Украины — всё тот же Никита Сергеевич! — требовал павильон Подмосковья переделать, чтобы он не был лучше павильона Украины, житницы СССР. В итоге к реализации был принят проект знаменитого советского архитектора Дмитрия Чечулина, будущего лауреата трёх Сталинских премий и главного архитектора Москвы. Заметим, что в 1960-х павильон был надстроен 52-метровой башней, перепрофилирован и назван «Зерно» (под этим именем он и памятен многим).

Тогда, в самом начале, ответственное дело радиофикации здания было поручено бригаде загорских радиотехников во главе с инженером Сергеем Урядовым — воспитанником Сергиевского «Общества друзей радио».

Газета «Вперёд» устами ответственного секретаря редакции Григория Бармина тогда оценила это событие словами «Рождается будущее!». В послевоенные годы Урядов был преподавателем ПТУ № 22 и в памяти земляков остался как интересный радиоконструктор.

Новое в деревне

Нам очень интересен ещё один объект, где в августе 1939 года мы могли бы встретить наших земляков. Справа по аллее от павильона «Механизация» можно было выйти к экспозиционной площадке «Новое в деревне». Это был целый эталонный городок со школой, машинно-тракторной станцией, правлением колхоза, домом культуры, колхозным родильным домом. Большинство построек, кстати, сохранилось. Например, в «роддоме» до недавнего времени находился филиал банка «Хованский».

В экспозиции выставки было представлено одно из первых подобных учреждений Московской области — колхозный роддом из села Парфёново Загорского района. По опыту его работы была написана брошюра, вышедшая в серии «Библиотека колхозника. ВСХВ» в том же 1939 году. Читаем: «До 27 июня 1936 года, до декрета правительства о запрещении абортов и о помощи многосемейным матерям, колхозных родильных домов было немного. Теперь же их свыше 7500». Правда, реальный объект располагался не в продвинутой в архитектурном смысле постройке, а в доме, собранном из брёвен бывшей барской усадьбы.

Стоит вспомнить и о том, что совсем рядом, в помпезном типовом сельском клубе, находился экспозиционный уголок «Библиотека». Так на ВСХВ была представлена Загорская районная библиотека, активно работавшая с библиотеками и избами-читальнями нашего района.

Колхозный роддом

Огромные быки 

Мы любим говорить: «Сергиев Посад — город художников. Загорск — город художников». А какое участие наши художники тогда приняли в оформлении выставочных павильонов? Путеводитель «ВСХВ» сообщает о двух скульптурах — «Пограничник в дозоре» (у павильона «Дальний Восток») и «В. И. Чапаев» (павильон «Поволжье»). Их создателем был выпускник Абрамцевского и Богородского училищ, бывший беспризорник из Хотьковского детского дома Павел Баландин. Он же, кстати, автор могучих, прямо эпических быков у входа в павильон «Главмясо», до сих пор украшающих ВДНХ.

Приложил руку к выставке и другой замечательный анималист — Дмитрий Горлов, в то время работавший в нашем Институте игрушки. Им была выполнена деревянная декоративная решётка павильона «Дальний Восток» и ряд барельефов в павильоне «Кролиководство».

А в павильоне «Ветеринария» огромное живописное панно с изображением пасущегося конского табуна было выполнено по эскизам Владимира Фаворского, жившего тогда в нашем городе на Кооперативной улице! И действительно, многие фрагменты работы очень напоминают его иллюстрации к калмыцкому эпосу «Джангир», над которым художник в то время трудился вместе с сыном Никитой.

Фрагмент росписи потолка павильона «Ветеринария»

Золотая медаль

Пятый экспозиционный зал павильона «Ветеринария» предоставили загорским птицеводам. Экспонаты выставки — чучела кур и петухов, раскрашенные гипсы, а также многочисленные иллюстративные материалы по передовому опыту разведения птиц исполнили сотрудники оформительской мастерской нашего Птицеинститута во главе с блестящим художником-акварелистом Ростиславом Коноваловым, награждённым за это «Малой золотой медалью ВСХВ».

Не повезло только скульптурной работе «Птичница-стахановка». Изображение пожилой, совсем не оптимистической колхозницы комиссия забраковала. Долгое время бюст хранился у профессора Бориса Попова, работавшего в те годы в институте, а сейчас его можно увидеть в краеведческом музее птицеградской школы № 8.

Далеко не все здания и экспонаты той первой выставки дошли до наших дней. «Город будущего» пережил немало реконструкций и перестроек. Позабылись многие имена. И всё же — нам есть чем гордиться!

Павильон «Главмясо»

Александр Седой