В августе 1914 года, через несколько недель после начала Первой мировой войны, Троице­-Сергиева лавра открыла собственный лазарет на 150 коек в здании мужской больницы-­богадельни.

Построенное в конце XIX века, это большое даже по современным меркам здание возвышается близ западной линии крепостных стен монастыря.

Лазарет целиком содержался на счёт Троицкой обители, включая жалованье трёх врачей, четырёх фельдшеров и прочего персонала. Отопление, освещение, снабжение медикаментами, питание, постельное бельё и другие необходимые вещи, вплоть до почтовых конвертов, — всё предоставлялось за счёт монастырской казны.

В годы Первой мировой войны в лазареты Сергиевского посада, не исключая и лазарет Лавры, пациенты присылались из Москвы. Это были унтер­офицеры и рядовые с переломами и огнестрельными ранениями конечностей, с различными заболеваниями от тяжёлых физических нагрузок и фронтовых лишений. 

Для помощи раненым в Посаде была организована кампания по сбору средств

Несмотря на постепенное ухудшение дел с продовольствием и неуклонный рост цен в Москве и в губернии, Лавра заботилась о достойном снабжении пациентов. Кухня лазарета исправно обеспечивалась крупами, мясом, яйцами, сливочным маслом, чаем, сахаром и даже французским пшеничным хлебом.

Конечно же, особое внимание уделялось духовному состоянию пациентов. Сохранилась записка лаврского иеромонаха о своей работе в лазарете в 1914 году. Он обходил палаты и беседовал с ранеными, обращая особое внимание на лежачих больных. «Идёшь, как в родную семью, — читаем в записке, — садишься в палате на табуретку, солдатики становятся вокруг или сидят на койках; беседуешь, как пастырь среди пасомых или как родственник их, входя во все их скорби и нужды. Солдаты любят рассказывать о своих участиях в боях со всеми подробностями. Все очень рады посещениям и просят посидеть подольше. Православные воины рады, что имеют возможность помолиться у мощей Преподобного Сергия; многие и в буднее время молятся за богослужениями в больничной церкви».

В свободное время, писал иеромонах, раненые читали книги, газеты, играли в шахматы и шашки, популярностью пользовались издаваемые Лаврой «Троицкие листки».

Сохранился и отчёт «о движении» больных и раненых в лазарете за 1915 год. В течение года на излечение поступили 1422 человека. Из них 1250 были вылечены и направлены на комиссию к Московскому уездному воинскому начальнику, большинство остальных продолжили лечение или же были переведены в другие лечебные учреждения.

В годы Первой мировой войны в этом здании располагался лазарет

Константин Филимонов