У Сергиева Посада нет выхода к морю, но есть выход в океан. Выход по радиоволнам. Несколько месяцев наши радио­любители сопровождали в эфире яхту российского спортсмена Игоря Зарецкого, который в одиночку пересекал Атлантику и Индийский океан в гонке Golden Globe Race. Каждый день они, как их коллеги из других городов и стран, были связными моряков.

Они принимали сообщения о поломках, передавали слова поддержки от семей. И главное, отправляли мореходам прогноз погоды, критически важную информацию. Почему яхтсмены сами не могли добыть эти сведения — чуть позднее.

На днях Игорь Зарецкий, 68­летний яхтсмен из Ярославля, единственный россиянин, участвовавший в «Золотом глобусе», приехал в Сергиев Посад и лицом к лицу встретился с операторами, чьи голоса сопровождали его в пути. Собрание провёл сергиевопосадский радиоклуб — эта общественная организация с 2011 года объединяет жителей города, увлечённых дальней любительской радиосвязью.

В одиночку, без остановки, без навигатора

Радиоклуб помещается в одноэтажном здании на краю города, которое он делит с кафе. На крыше высится антенна, напоминающая букву «Т». Через такие антенны можно поговорить с человеком, который находится от тебя за тысячи километров. Возможно, лишняя деталь, но всё же напомним — это связь без интернета.

Коротковолновый сигнал поначалу хрипит, кажется неразборчивым, но проходит несколько минут, и то ли это твоё ухо подстраивается, то ли трансивер (приёмопередатчик) находит нужный режим — и шум складывается в слова человека на другом конце земного шара.

Кому­-то такое занятие покажется старомодным, но это особое удовольствие — поймать в эфире голос, который обращается к тебе напрямую через радиоволны, отфильтровать его среди тысяч других многоязыких голосов, обменяться несколькими фразами и подтвердить факт приёма. Ещё одна точка на карте!

Наряду с сергиевопосадцами связь с Игорем держали русскоязычные операторы из городов Подмосковья, Уфы, а также из ЮАР, Латвии и Кипра.

В случае с гонкой Golden Globe Race связь по обычному радио была одним из важнейших её условий. Она проходит по правилам своей прародительницы, легендарной регаты 1968 года, организованной английской газетой «Санди Таймс».

Главные требования сегодня всё те же — идти в одиночку, без остановок в портах, с оборудованием, аналогичным тому, что было в конце шестидесятых, то есть без всяких современных средств связи. Никаких радаров и GPS­навигаторов! Конструкции яхт примерно того же периода. Единственной поблажкой стал спутниковый телефон, что­то вроде экстренной подстраховки на борту.

«В этой гонке есть две важные вещи — прогноз погоды и радио, по которому мы получаем этот прогноз. Всё остальное ерунда», — сказал после финиша эстонец Уку Рандмаа, у которого в «Золотом глобусе» третье место.

Моллюски остановили яхту

Игорь Зарецкий на своей «Эсмеральде» стартовал во французском порту Ле­Сабль­д’Олон.

Участникам предстояло обогнуть с запада Африку, пройти по югу Индийского океана, пересечь Тихий, добраться до самой южной точки Латинской Америки и оттуда снова через Атлантику вернуться в Европу.

Россиянину не повезло: дно «Эсмеральды» облепили моллюски, которые резко снизили скорость яхты. Победил француз Жан­Люк ван ден Хэд, которому потребовалось 211 дней, чтобы совершить маршрут.

Пример Игоря Зарецкого всё равно остаётся удивительным: с момента предыдущей гонки 2010 года через Атлантику спортсмен перенёс инфаркт, удаление почки и части желудка. Врачи всё же дали добро на кругосветку, и сегодня он рассказывает о ней с лёгкостью, с юмором, и его опыт выглядит как приятная прогулка, полная романтики. Но это далеко не так.

Голоса в голове

Одной из главных проблем становится дефицит общения. После недель одиночного плавания у моряков появляются галлюцинации: кажется, что рядом кто­то говорит или где­-то работает телевизор, которого, конечно, в помине нет. Голоса неразборчивые, но постоянные. «Главное, как сказал мой приятель, не вступать с ними в разговор», — отшучивается Игорь Зарецкий. Ежедневное содержательное общение по радио как раз снимало эти симптомы.

Вторая проблема — вечная сырость. В океане всё портится: влажность зашкаливает. Запасную одежду упаковывали в герметичные пакеты, но это не спасало. Постиранная и высушенная на солнце одежда тут же отсыревала. Влажными были и спальные мешки.

С собой Игорь взял 700 литров воды, из них истратил 350. Дождевой, как следовало делать по правилам, набралось от силы литра три. Питался сублиматами, за десять минут была готова порция рагу с рисом или омлет.

Соль, разлитая в воде и воздухе, агрессивно влияет на кожу. Оксана, жена Игоря, по его словам, целый месяц после финиша отправляла его в косметический салон, чтобы извести сухость и корку.

И наконец, самое тяжёлое — утилизация мусора. Выбрасывать в воду его нельзя, разрешалось плющить и сдавать после гонки. Завершая путь в Австралии, Игорь сдал мусор местным компаниям: к борту подъехал джип специальной службы, похожей на нашу СЭС, из него вышли мужчина с женщиной, изучили содержимое и забрали. За утилизацию пришлось заплатить 400 австралийских долларов — около 17,5 тысячи рублей.

«Меня никогда не интересовали призы»

Резонный вопрос — какую награду получают победители таких сложных и дорогих соревнований? Официально организаторы говорят о призе в 75 тысяч британских фунтов, что составляет около 6 миллионов рублей.

«Я в спорте 50 лет, меня никогда не интересовали призы», — отвечает Игорь Зарецкий. — Говорят, что лёгкая атлетика — королева спорта, а парус тогда спорт королей. А какие королям призы?»

За всё время, что ярославец «в парусе» — это, похоже, такой спортивный сленг, — награды он получал дважды, по 150­-200 тысяч рублей. И это в России, а дальше ещё интересней: за победу в известнейшей мировой гонке «Кубок Америки» с бюджетом в сотни миллионов долларов яхтсмены получают всего-­то серебряный кувшинчик. Дело не в цене, а в сути.

Одной фразой он подытоживает незаданные вопросы о кругосветном одиночном путешествии: «Парус — умный вид спорта, где надо много знать: гидродинамику, аэродинамику, метеорологию, штурманское дело, астронавигацию. И кроме этого уметь работать руками. И не просто делать, а перед этим ещё и придумать, как сделать».

Владимир Крючев

Фото Игоря Зарецкого, 
vk.com/gonkaveka