Эко-жизнь стала трендом в России. В отличие от других популярных на Западе социокультурных начинаний, это явление со всей очевидностью докатилось и до провинции. Откуда, как и какими ветвями разрастается движение за экологичный образ жизни в Сергиевом Посаде?

Семена

Главный объединяющий фактор для людей — идея. Конечно, в течениях различия серьёзны: тяжело назвать одинаковыми zero waste (движение за рациональное использование ресурсов) и веганство (принципиальный отказ от любой пищи животного происхождения). Накладывает отпечаток и местность проживания их последователей. Тем не менее, их объединяет простой постулат — заботься об окружающем мире.

Можно сказать, что человечество в целом об экологии задумалось по довольно простой причине: прижало. Загрязнение уже слишком очевидно, чтобы его просто игнорировать. Есть интересная деталь: костяк эко-активистов — «Поколение Y» или миллениалы (рождённые в конце 80-х начале 90-х годов). Почему так вышло, размышляют давно, подробно и с разных позиций.

Первое, в чём сходится большинство — у людей, выросших в эпоху социальных сетей, изменилась информированность. Раньше остров из пластикового мусора, бороздящий Тихий океан был, по сути, сказкой из приключений Синдбада, теперь же он близко, вот полсотни видео на YouTube в хорошем разрешении. Из-за этого меняется осознание пространства, Земли как общего дома, где убираться вполне логично.

Второй фактор тоже связан с технологиями, но уже более опосредованно — у молодёжи меняется восприятие «частного». Netflix вместо DVD, подписка на iTunes вместо покупки музыкальных альбомов, прокат автомобилей, аренда квартир — исследователи отмечают, что экономическая стратегия молодых людей всё чаще не в приобретении чего-либо, а прав на его использование. Отсюда более бережное отношение к материальным объектам, планете, например — ведь они не совсем тебе принадлежат.

Ну и третий, совсем абстрактный, связывают с кризисом капитализма как основной общественной системы, которая с нашей обывательской позиции звучит как «с миром что-то не так»: он несправедливый, жестокий и полон страданий. В такой трактовке борьба за экологию — почти романтический протест против реальности сверхпотребления, как некоего высшего зла, и за абстрактное, но лучшее будущее.

Катализатор

Это всё общие размышления, но чтобы семенам идеи массово прорасти на локальном участке, обычно требуется какой-то взрыв. В нашем случае почти буквальный. Мусорный кризис наблюдается в стране уже несколько лет, проблема стала общенациональной. На его волне образовалось местное эко-движение «Народный совет», объединяющее людей, протестующих против строительства мусороперерабатывающего комплекса неподалёку от деревни Сахарово. В городе к «сахаровцам» относятся по-разному, но в одном они точно преуспели — были достаточно громкими, чтобы сотни горожан узнали о мусорных сложностях региона и задумались об экологических проблемах.

Почва

В Сергиевом Посаде, наверное, самым известным эко-активистом является основавшая больше двух лет назад «Зелёный Загорск» Татьяна Курашова, хотя она сама отмечает, что была далеко не первой. «Раздельный сбор в городе начался благодаря Анне Семьянской: каждый месяц в течение последних семи-восьми лет под её руководством волонтёры проводили разовые акции — в сущности, кроме этого, не было ничего, — рассказывает Татьяна. — Я тоже начала с этих акций, где участвовала в качестве волонтёра, но спустя какое-то время поняла, что это тупиковый путь. Мы работали со следствием, а причина — люди — не менялась. Не хватало информации».

После этого Татьяна создала проект «Зелёный Загорск», в рамках которого пишет статьи, посвящённые экологии. Главных задач она ставит две: дать информацию и привить культуру обращения, так как одно без другого бессильно. Кроме того, «ЗЗ» поддерживает разные смежные акции вроде посадки деревьев.

«У нас и сейчас очень много людей, которые не в теме. Меньше, конечно, чем когда я начинала — тогда каждый второй смотрел с немым вопросом: «Ты что, дура? Зачем тебе это надо?» Сейчас они тоже есть, совсем недавно подруга заявила, что, по мнению её родителей, переживать об экологии неприлично. Во время разговора, хоть и корректно, но всё же повторяем вопрос: «А зачем?» Татьяна делает довольно долгую паузу: «Если вкратце — хочется спасти мир».

Всходы

С такой задачей неудивительно, что нынешнее положение вещей Татьяна в беседе оценила строго: «Мы свою задачу выполним, только когда вы не сможете найти в городе человека, идущего с пластиковым пакетом, до тех пор о каких-то значительных успехах говорить рано».

Несмотря на такой отчасти пессимистичный взгляд, всё же за последние два года в городе появилось сразу несколько проектов, так или иначе связанных с экологией. Кстати, организуют их, в основном, как раз миллениалы.

Во-первых, это сезонная бесплатная раздача вещей, которые приносят те, кому они не нужны. Первый Free Market чета Алиевых (Татьяна и Павел) провели в апреле 2018 года и с тех пор идея разумного потребления, ради которой всё и затевалось, привлекает всё больше людей — со временем организаторам даже пришлось выделить отдельный день под приём, поскольку вещи несут в промышленных объёмах. Кстати, следующий бесплатный рынок пройдёт 15 июня в 10:00 в библиотеке имени А. Горловского.

В этот же день пройдёт «В порядке» — другая экологическая акция по уборке проблемных территорий в игровой форме, которая этим летом начала второй сезон. «У нас основная задача — уйти от этой жуткой официозности субботников, показать, что заботиться об окружающей среде можно, во-первых, весело, а во-вторых это забота о самих себе. Я вот руководствуюсь больше не какой-то глобальной идеей, а мне просто неприятно выходить в свой двор, свой город и видеть грязь», — рассказывает Оксана Юдина, одна из организаторов акции «В порядке» вместе со Светланой Голышевой и уже упомянутой Татьяной Курашовой.

Есть в эко-среде и совсем молодые «ростки» — в этом году появилась группа школьниц с неописуемо «мимишным» названием «Эконя» и составом подстать: девушки из школы № 18 организовали небольшое эко-сообщество. В группе «ВКонтакте» они репостят статьи на темы жестокого обращения с животными, посадок леса, раздельного сбора мусора, а иногда выезжают «в поля», занимаясь точечной уборкой.

Из организаций потеряли эко-активисты разве что кафе «Зелёная корова», позиционировавшееся как «эко-лавка», которое закрылось пару лет назад. В остальном движение укрепляется. Связано это, в первую очередь, с осязаемостью проблемы — от того же мусора не сбежать, а к улицам, заваленным отходами, как в отдельных азиатских странах, мы ещё не привыкли.

Но ведь это следствие, буквально продукт человека, а вот продолжит ли меняться сознание, сказать сложно. Позиция «рационального эгоизма» — «забочусь не об абстрактной природе, а о себе» — выглядит, без сарказма, многообещающе, но пока свои взаимоотношения с миром так понимает меньшинство, потому и необходимы эко-активисты с немного другой мотивацией. «Спасти мир» звучит неплохо.

Иннокентий Майоров

Фото Сергея Семенькова