Mобильный телефон Игоря Полюдченкова в два раза тяжелее обычного и чуть ли не бронированный. «Неутопляемый, неразбиваемый, падал и на асфальт, и на камень, и в карьер», — купил он его, похоже, с именно расчётом на походы и экспедиции.

Игорь — учитель географии, путешественник, а теперь ещё и руководитель Молодёжного клуба Русского географического общества в Сергиевом Посаде. Все дни на неделе у него заняты преподаванием. Как сам говорит, мечется между интернатом в Жучках и православной гимназией на Скобянке, а с января по субботам собирает клуб в библиотеке им. В. Розанова.

РГО — крупнейшее и старейшее географическое российское общество, которое также входит в тройку первых мировых объединений географов. Молодёжных клубов, включая зарубежные, например в Турции, насчитывается около 170. Между ними есть что-­то вроде соревнования: они отправляют отчёты о своей работе, и на этой основе составляется рейтинг.

До того как возглавить клуб в Сергиевом Посаде, Игорь работал волонтёром в проектах общества — проводил познавательные выходные в московских парках и усадьбах, участвовал в квестах по столице, ездил в летние школы РГО, где разрабатывал проекты. Одним из таких — так, правда, и не осуществлённых — стала идея нанести как можно больше историй семей на онлайн-­карту страны.

Не только в теории

Клуб бесплатный и открыт для всех, кому от 14 до 35 лет, но если вдруг придут люди постарше, им будут только рады. Причин, по которым по субботам стоит заглянуть в биб­лиотеку, несколько.

Первая — это интересно. В клубе можно узнать о своей стране напрямую от профессионалов-­географов и послушать россиян, путешествующих по планете. Когда вокруг куча цифровой, но обезличенной информации о каждом уголке планеты, возникает потребность услышать живое слово и личное мнение.

Ещё один повод — практический. В клубе рассказывают, как присоединиться к волонтёрским программам РГО по всей стране. Маршруты предлагают далеко не самые туристические и исхоженные, и в том их прелесть. Например, есть программы на один, а то и на пару месяцев работы в Туве или на балтийском острове Гогланд. Через волонтёрские программы можно попасть в охраняемые заповедники, куда обычным туристам вход запрещён, или даже на Шпицберген, но с ограничениями — принимают только парней, и только с навыками строительной работы.

Школьники могут повысить свои шансы на бесплатный отдых в Артеке и других известных лагерях: членство в клубе РГА идёт в плюс, когда комиссия сравнивает заявки кандидатов. Обычная же путёвка в такой лагерь может стоить, говорит Игорь, около 80 тысяч рублей.

И наконец, там обсуждают фильмы — как правило, снятые для РГО, о заповедниках, о маршрутах. Накануне Дня Победы ребята посмотрели документальный сюжет о географах, помогавших военным, и узнали среди прочего интересный факт: промахи советской армии на первых порах, рассказывает Игорь, объяснялись и тем, что у генералов не оказалось качественных карт, порой им приходилось планировать операции чуть ли не по школьным атласам, и тогда экстренно начали создавать картографические подразделения.

Глазами географа

«Путешествовать по России самостоятельно по-­прежнему дорого, и вряд ли в ближайшие годы станет дешевле», — даёт неутешительный прогноз Игорь Полюдченков, и в этом винит аппетиты авиакомпаний. В прошлом году государство спонсировало перелёты на Камчатку, но льготных билетов было мало, и сроки не всегда подходили туристам.

Говоря о географии, нельзя не касаться смежных наук — экономики, геологи, и, конечно, политики. «География — результат политики прошлого. Почему Курилы находятся в составе России и их нельзя передавать? Как так оказалось, что Калининградская область тоже в России?» — рассказывает Игорь.

А зачем переименовывали аэропорты? В этой недавней кампании, напомним, РГО стало одним из соавторов идеи. Игорю вообще не очень понятна сама идея переименований чего-­либо, начиная от Первомайской улицы в Загорске, где он родился, до нынешних инициатив. Возможно, считает он, таким образов власть узнавала настроения людей, но чем всё закончится, он не знает.

Эллипсоид, геоид и учебник

Игорь работает школьным учителем восемь лет — со дня, как закончил университет. Самые большие проблемы в обучении, по его мнению, появляются в тот момент, когда дети во всём начинают полагаться на смартфоны. Зачем запоминать что­то, если там есть ответ на все вопросы?

В итоге они с трудом называют столицы крупнейших стран мира, да и не только их. «Столица Канады? Всё, молчание. Дай им атлас, просишь показать Канаду. В ответ тишина».

Они более­-менее знают о Камчатке, Сахалине и Байкале, но если отойти чуть-­чуть в сторону, то начинают спотыкаться. Вот Селенга — что это такое, говорят. А это крупнейшая река, которая впадает в Байкал.

Школьных учебников, говорит Игорь, сегодня много, и он может выбирать, по какому преподавать, но они порой отличаются содержанием. «Я прихожу в класс, спрашиваю у детей, какую форму имеет Земля. Эллипсоид, отвечают. Нет, говорю, она геоид. А в их учебниках — эллипсоид». Надо быть точным, потому что на Всероссийской проверочной работе могут задать такой вопрос, и ребята сделают ошибку.

Слышал он и о том, что не так давно около тысячи школьных учителей географии обратились к Сергею Шойгу, — не только министру обороны, но и президенту РГО — когда Министерство образования пересмотрело федеральный список учебников и изъяло некоторые, по которым они работали и считали лучшими. Болезненней всего это переживают в сельских школах, поясняет Игорь — это означает, что школе придётся за свой счёт покупать новые комплекты, а это может стоить дорого.

«Однажды мне посчастливилось отхватить на списании учебник по географии 1955 года. Этот учебник умнее любого современного», — вспоминает он, и дело не идеологии, а в том, как понятно всё там объяснено. Ему настолько понравилось пособие, что он показал его в гимназии, и там решили, что перепечатают его для преподавания в классах — полностью ли, частично ли, неизвестно, но сам факт интересный.

 

Владимир Крючев

Фото предоставлено
Игорем Полюдченковым

 

СПРАВКА

Русское географическое общество

Географическая организация России, основанная в 1845 году. Главная задача общества — сбор, распространение и систематизация географических сведений и знаний. Штаб-­квартира — в Санкт-­Петербурге. Президент — Сергей Шойгу.

Сайт: rgo.ru.

 

 

Если бы в районе Сергиева Посада можно было устроить свой национальный парк, что бы предложил Игорь Полюдченков?

• Варавинский овраг — самый глубокий в Московской области, и один из самых красивых. Известен окаменелостями мелового периода, включая даже зубы акул

• Копнинский лес — его внесли реестр заказников в начале девяностых, но после развала Союза работу не довели до конца. Это означает, что через самый большой лес в этой части города можно провести дорогу или застроить его

• Окрестности деревни Кудрино — загадочная территория, где есть десятки муравейников выше человеческого роста