С 1791 года ратуша переехала в собственное здание у Вознесенской церкви. Теперь на этом месте образовательный центр «Нива» 

 

Газета «Вперёд продолжает публикацию очерков историка и краеведа Константина Филимонова

Следующим шагом в процессе учреждения Сергиевского посада стало создание его органов управления. В посадах, как и в городах с населени­ем свыше 500 человек, в качестве судебного органа предписывалось открыть ратушу с двумя бургомистрами (председателями) и четырьмя ратманами (советниками), избираемыми на трёхлетний срок. Кроме того, следовало избрать городского голову, который одновременно был бы председателем купеческого и мещанского обществ, а также сиротского суда для попечительства над вдовами и сиротами.

Выборы и выборщики

Выборы членов ратуши проходили в два этапа. Сначала от купеческого и мещанского обществ выдвигали некоторое число выборщиков, затем они избирали из своей среды бургомистров и ратманов. Одновременно с этим требовалось собрать деньги на содержание названных выше учреждений и квартирные деньги расправному судье. Так назывался чиновник, присланный для полицейского надзора и разбора уголовных дел в Посаде и окрестных селениях. Лишь к октябрю 1782 года всё необходимое для работы присутственных учреждений было готово.

Их торжественное открытие состоялось во вторник, 25 октября (5 ноября нового стиля). Церемония началась в Лавре молебном и приличествующей случаю проповедью, произнесённой ректором Московской Духовной семинарии иеромонахом Аполлосом (Байбаковым); в то время он исполнял обязанности наместника Лавры.

Затем, также в Лавре, должностных лиц Посада привели к присяге и окропили святой водой.

Из Троицкой обители члены первого в истории посадского самоуправления под трезвон колоколов отправились в свои присутственные учреждения. Их двери распахнулись для приёма посетителей.

Через несколько лет, в 1795 году в Посаде появилось ещё одно важное учреждение — Дума, которую возглавил избранный семью годами ранее городской голова. Думские гласные (депутаты) и голова ведали общественным хозяйством, приходом и расходом общественных сумм, вели другие дела, касающиеся местных граждан.

 В 1783-91 гг. ратуша размещалась в арендованном доме неподалёку от Введенской церкви (здание не сохранилось)

Сергей Коровин, «В приёмной»,1883 год

Канцелярия и суд

Работу присутственных учреждений Сергиевского посада конца XVIII — первой половины XIX вв. можно представить благодаря сохранившимся документам ратуши.

В 1782 году денег на постройку здания для ратуши граждане не собрали и потому арендовали купеческий дом «по 10­ти рублёв на месяц». Где находился дом, неизвестно. В апреле 1783 года ратушу перевели в дом священника Введенской церкви Андрея Фёдорова за более сходную цену — всего по 30 рублей на год. Дома причта Введенской церкви стояли на лаврском Подоле, примерно напротив современного ресторана «Русский дворик».

Лишь в 1791 году ратуша обосновалась в собственных «новоперестроенных» деревянных покоях неподалеку от северного фасада Вознесенской церкви. Сейчас на этом месте стоит здание образовательного центра «Нива» (перекрёсток проспекта Красной Армии и 1­й Рыбной улицы. — Ред.).

Выстроенные «от здешняго гражданства» покои ратуши были невелики и состояли из прихожей и судейской палат, сеней с комнатой и тюрьмы. В прихожей располагалась канцелярия; здесь за одним столом работали секретарь, подканцелярист и копиист, в шкафу хранился небольшой ещё архив ратуши. Дощатая перегородка отделяла прихожую от «судейской каморы», где под портретом Екатерины II заседали господа бургомистры и ратманы.

Как и в любом ином присутственном месте империи, в ратуше Сергиевского посада бургомистры и ратманы работали за «присутственным столом», покрытым красным сукном. В начале заседания на стол водружался символ государственной власти — зерцало (увенчанная двуглавым орлом золочёная треугольная призма). На гранях зерцала были наклеены печатные экземпляры кратких указов Петра I об охранении гражданских прав, о поведении в судебных местах, о важности государственных уставов.

 В начале заседания на сол водружался символ государственной власти — зерцало

«Озорничество»

 Прихожая и судейская размещались в одном бревенчатом срубе. К нему были пристроены сени, к противоположной стороне которых примыкал другой сруб, отведённый под тюрьму. В неё помещали бродяг, беглых рекрутов и крестьян, должников и лиц, задержанных за «озорничество», называемое сейчас хулиганством.

В мае 1793 года один такой озорник, нетрезвый купец, с шумом ворвался в судейскую палату во время заседания членов ратуши. Нагрубив присутствующим, он так и не объяснил причины своего появления. Купца попытались затолкать в тюрьму, но он сломал цепь, запиравшую тюремную дверь, и вырвался на волю. Лишь со второй попытки его посадили­таки «до вытрезвления», а наутро взяли подписку «дабы впредь таковых столь наглых и дерзких в присутственном месте поступков чинить не дерзал» и обязали сделать новую цепь.

Константин Филимонов