Уже год в Березняках идут судебно-­правовые разбирательства вокруг общежития, принадлежащего селекционно-­генетическому центру «Смена». Руководство предприятия полагает, что бывшие работники более не могут занимать квадратные метры ведомственной площади, а проживающие там семьи взывают к гуманности и пытаются доказать своё право на проживание. Газета «Вперёд» побывала на месте событий, изучила судебные решения и выслушала мнения сторон.

Утятник — общежитие

Ставшее предметом споров одноэтажное здание было построено в 1964 году. Изначально не предполагалось, что это будет жилое помещение, — когда-­то здесь был утятник, потом библиотека, а в 1970-­х годах постройку переделали под общежитие для сотрудников «Смены». Длинный серо­-белый дом разделён на две жилые части, между которыми находится техническое помещение. По словам жильцов, ещё пару лет назад его использовали для копчения мяса и запах от этого процесса попадал в каждую комнату.

На данный момент в общежитии проживает 21 семья, но только четыре из них имеют здесь постоянную регистрацию. В жилых комнатах, где мы побывали, чисто и аккуратно. В общем коридоре расположены душевые и туалеты, жильцы по очереди убираются там. Рассказывают, что периодически сами же красят стены, сантехнические трубы тоже меняли самостоятельно. В местах общего пользования на стенах и потолке можно заметить плесень и грибок. Снаружи дом выглядит как барак. Те, кто видят его первый раз, задаются вопросом: «Неужели в нём живут люди?»

Жалобы

Жители пожаловались на состояние дома в администрацию президента России — по их мнению, здание находится в аварийном состоянии. После этого к ним приехал независимый эксперт из Москвы, а собственник здания — предприятие «Смена» — прислало мастеров для ремонта кровли. Но стало только хуже. «Она и так постоянно подтекала, чтобы как-­то справиться с этой проблемой, мы накопили денег и установили в своих двух комнатах натяжные потолки, сделали в них дырки, через которые сгоняем воду. Потому что после такого ремонта кровля осела», — рассказывает Любовь Карпова — пока единственная из жильцов, которой удалось выиграть суд.

Отстояла комнату в суде

Любовь Карпова вместе с супругом устроилась на «Смену» дояркой в 1993 году, им дали комнату в общежитии. В 2005-м её уволили по статье за нахождение на работе в нетрезвом виде и нарушение трудовой дисциплины. Другой жилой площади у семьи не было, поэтому они остались жить здесь. В 2010 году «Смена» подала в суд на бывшую сотрудницу с требованием о выселении и погашении долга по квартплате, который накопился с 2007 по 2010 годы, в размере 118 тысяч рублей. По словам женщины, за коммунальные услуги до 2007 года она платила регулярно, а после в кассе с неё просто перестали брать деньги. Счётчиков нет ни на воду, ни на электричество, счета выставляет ФГБУ СГЦ «Смена». В среднем, по словам Любови Карповой, выходит около семи тысяч рублей в месяц. Оплатить квитанцию можно только в кассе предприятия, банки оплату не принимают, так как реквизиты в квитанции указаны не полностью.

В итоге по решению суда комнату оставили за Любовью Карповой. В решении указано, что она проработала на предприятии больше 10 лет и у неё нет другой жилой собственности. Долг по «коммуналке» при этом обязали выплатить.

Предприятие «Смена» оспорило это решение в вышестоящей инстанции, но суд вновь встал на сторону Карповой.

Отличник производства

А вот ещё одна история. Ирина Рудий работала на «Смене» дояркой с 2006 по 2017 годы. В 2012 году между ней и ФГУП СГЦ «Смена» был заключён договор найма жилого помещения, который автоматически расторгается после увольнения работника с предприятия. В 2017 году Ирина уволилась по собственному желанию. Ей прислали уведомление о выселении, но, вместе с семьёй, она его проигнорировала. И в июле 2018 года суд принял решение о выселении бывшей доярки из комнаты общежития. Рассказывать свою историю без слёз Ирина не может, к тому же женщина показывает направление на операцию — говорит, что, работая на ферме, заработала грыжу. Она провела нас в комнату, где, поспешно выезжая, оставила мебель и вещи. Увозить их некуда: семья теперь живёт в квартире у свекрови, в маленькой комнатке. «Муж инвалид, недавно у него парализовало одну сторону, а дочка теперь делает уроки на низком самодельном столе, в квартире живут и другие родственники, что теперь делать, я не знаю», — рассказывает отличник производства 2015 года — грамота, которую она за это получила, до сих пор висит на стене уже пустой комнаты.

На улицу, по словам Ирины Рудий, семью насильно никто не выгонял, но электрики «Смены» отключили комнату от электричества и жить там стало невозможно.

Суд встал на сторону предприятия, поскольку Ирина и её несовершеннолетняя дочь зарегистрированы в квартире первого мужа в Скоропусковском. Женщина рассказывает, что отношения с бывшим супругом сложные, переехать в его жильё с новой семьёй она, естественно, не может.

После решения суда о выселении Ирина на какое-­то время снова вернулась на «Смену», но комнату за ней так и не оставили. Отметим, что, по данным работодателя, сегодня она вновь не является сотрудником предприятия.

Не работаешь — выселяйся

Директор ФГУП ППЗ СГЦ «Смена» Дмитрий Ефимов рассказал нам о своём видении ситуации. «Основная функция общежития — предоставлять временную площадь для проживания людям, которые у нас действительно работают. Каждый, кто просит предоставить комнату, должен понимать, что она выделяется на период его работы. Мы заключаем договора на один год. Но если человек увольняется, согласно договору он должен освободить служебную квартиру. Кто-­то выезжал добровольно, а кто­-то нет. Мы рассылали уведомления о выселении, не все на них реагировали, поэтому нам пришлось подавать в суд», — рассказал он.

По словам директора, предприятие стремится навести в этой сфере порядок. К тем, кто работает и с кем есть договор, претензий нет. Уволившиеся же должны выселиться. «С каждой семьёй мы разбирались индивидуально. Мы никого на мороз не выгоняли, не было такого, чтобы кого-­то не пускали в его комнату», — сказал Дмитрий Ефимов.

Из четырёх семей, которые уже выехали из общежития, двум сотрудникам предложили комнаты в коттедже, куда они и согласились переехать. Перед Новым годом, по словам жителей, директор предприятия обратился и к остальным сотрудникам, которые проживают в общежитии, с просьбой освободить служебные помещения, не забыв предупредить, что в случае отказа на них подадут в суд.

Мнения о дальнейшем предназначении освободившихся комнат у юриста компании Людмилы Шилиной и директора разошлись. Юрист говорила, что в них будут заселяться другие сотрудники «Смены», а Дмитрий Ефимов заявил, что никого туда заселять не будут. Таким образом, грядущая судьба здания в настоящий момент неясна.

С каким бы сочувствием мы ни относились к жильцам общежития, в данном случае «Смена» действует в рамках закона. Здание принадлежит предприятию, квартиры по договору жилищного найма выделялись на время работы сотрудников. Собственник имеет право распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, что он сейчас и делает.

Евгения Кинтушева

Фото Сергея Семенькова