Жуткая история, попавшая практически во все российские СМИ, произошла недавно в Москве: в заросшей мусором квартире на Ленинградском шоссе была найдена пятилетняя девочка, не имеющая навыков социального общения с людьми. В первые дня после помещения ребёнка в больницу врачи даже думали, что малышка не умеет говорить.

Девочку вызволили благодаря настойчивости соседей, которые, слыша в квартире детский плач, убедили полицию и спасателей вскрыть дверь и войти в помещение. Увиденное повергло всех в шок: комнаты в буквальном смысле по пояс были завалены издающим зловоние бытовым мусором, а среди этой «помойки» нашли неухоженную пятилетнюю малышку. Она боялась людей и поначалу не произносила ни слова, а в кожу на шее практически вросло украшение на веревочке. Сколько дней ребёнок провёл в квартире один, установит следствие — в отношении матери возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на убийство», в суде будет решаться вопрос о лишении её родительских прав.

По сообщениям СМИ известно, что 47­летняя женщина долгое время не вызывала у соседей никаких подозрений: после рождения ребёнка она гуляла в местном парке с коляской, а потом говорила, что девочка живёт у бабушки. Об отце ребёнка достоверных сведений нет: по словам матери, несколько лет назад его посадили в тюрьму и о его местонахождении она ничего не знает.

Девочку поместили в больницу, с ней работают врачи и психологи. Она начала говорить (произносит названия предметов, узнаёт персонажей мультиков) и чувствует себя удовлетворительно. «Признаков насильственного обращения мы не заметили, есть признаки недостаточного ухода», — сообщил телеканалу RT главный педиатр столичного департамента здравоохранения Исмаил Османов. По его словам, прогнозы на выздоровление девочки оптимистичны.

У ребёнка нашлись родственники — родная тётя, которая не знала о её существовании и теперь готова принять её в свою семью. «Решение о дальнейшей судьбе девочки будет приниматься органами опеки и попечительства после принятия процессуальных решений правоохранительным и органами», — сообщила детский омбудсмен Анна Кузнецова.

***

По информации Управления опеки и попечительства по Сергиево­-Посадскому району, подобных шокирующих случаев в нашем районе зафиксировано не было. Однако с развитием технологий общество стало более закрытым. Люди, как улитки, запираются в «раковинах» своих квартир и не всегда своевременно реагируют ни на ругань соседей, ни на призывы о помощи.

«Я каждый день езжу на работу в общественном транспорте, и, поверьте, в маршрутках, поездах, автобусах можно наблюдать, что до детей, которые едут одни, без сопровождения взрослых, практически никому нет дела. Все читают газеты, отворачиваются к окну, слушают музыку, смотрят в телефоны и абсолютно не реагируют на окружающих. В обществе должна быть активная гражданская позиция всех людей. Это не обязательно какие­то органы власти, каждому человеку должно быть не всё равно: куда ребёнок едет один, почему он плачет?» — поясняет свою позицию начальник Управления опеки и попечительства по Сергиево-­Посадскому району Людмила Кириленко.

По мнению начальника Управления опеки и попечительства, самая тяжёлая категория граждан, с кем приходится работать в настоящее время, — приехавшие семьи из Москвы, живущие на деньги от сдачи в аренду своей столичной недвижимости. Многие из них нигде не работают, а дети зачастую предоставлены сами себе.

Как рассказала консультант отдела защиты имущественных и неимущественных прав несовершеннолетних Ирина Геркова, если вы почувствовали, что у соседей в семье происходит что­то неладное, эффективнее всего позвонить в службу 112. По вызову приедут сотрудники полиции, если понадобится, подключат к работе органы опеки и другие государственные службы.

«Только в случае непосредственной угрозы жизни опека вправе забрать ребёнка из семьи. Если поступает сигнал о неблагополучии в какой­-то семье, мы информируем комиссию по делам несовершеннолетних, соцзащиту, выезжаем туда коллегиально и принимаем решение, чем мы можем помочь этой семье», — пояснила Ирина Геркова.

«Отрабатывается каждый звонок, даже если он ложный. Хорошо, если сигнал не подтвердился, — это значит, что в семье всё хорошо, наше вмешательство не требуется, для нас это самая большая радость», — подытожила Людмила Кириленко.

 

Оксана Перевозникова

Фото Сергея Семенькова, с сайта Следственного комитета РФ  и  rtvi.com, news­r.ru