Логопеды используют в своей работе самые простые инструменты, но добиваются поразительных результатов

Вопреки стереотипу логопеды не только учат дошколят произносить букву «р». Эти специалисты помогают восстановить речь пожилых людей, людей после инсульта и пациентов, перенесших травмы или операции на мозге.

По нашей просьбе логопед Наталья Панова дала несколько советов, которые научат распознавать первые признаки речевого расстройства у ребёнка и подскажут, что делать, если взрослый человек потерял способность говорить.

«Меня представляют как друга семьи»

«Если я прихожу в дом, то прошу родителей не рассказывать ребёнку, кто я и зачем пришла, чтобы не испугать его. Меня просто представляют как друга семьи», — рассказывает Наталья Панова. Логопед — это не врач и не педагог, а тот и другой, да ещё с навыками психолога.

Сама эта наука относительно молодая, первые серьёзные опыты коррекции речи начались только в XVII веке, и основные инструменты у современных логопедов те же, что и у их коллег в прежние времена: зеркало, ложка — иногда специализированная, но подойдёт и чайная, а ещё кукла.

В нашем случае это обычно матрёшка. «Матрёшка — это одно из первых, что я использую в работе с детьми, и чем больше в ней более мелких кукол, тем лучше. Когда ребёнок собирает и разбирает её, он задействует и логику, и речь».

Иногда логопеда приглашают к детям, которым едва исполнился год, — некоторые мамы бьют тревогу очень рано. Но настоящим тревожным звонком в таком возрасте может стать заторможенность в общей моторике. Или неспособность ребёнка воспринять слова взрослых. Словарный запас трёхлетнего ребёнка может составлять 1600 слов, и если к этому возрасту родители не слышат связной речи, то пора присмотреться повнимательней.

С трёх до пяти лет рекомендуют заниматься общим развитием речи, а к постановке звуков переходить не раньше пяти. И важно: если начать отрабатывать артикуляцию ребёнка слишком рано, это может вызвать заикание.

Сгибая пальцы, читай стихи

Есть простое упражнение, которое логопед Панова советует взрослым и детям с нарушениями речи, — попеременно смыкать большой палец с остальными на той же руке, и параллельно вслух читать стихи, синхронизируя пальцы и рифмы. Мозговые центры, отвечающие за эти нехитрые движения, находятся рядом с речевыми центрами и могут влиять друг на друга.

Подойдут вообще любые похожие движения — лепка, музицирование, можно попробовать собрать мозаику или пазл или даже перебрать крупные фасоль или горох.

Второе — информацию, которая приходит в готовом виде с экрана или монитора, давать ребёнку по чуть-чуть, как сладкое. Речь не идёт о полном ограничении, достаточно лишь дозировать.

«Я бы посоветовала в таких случаях развивать мыслительную деятельность, решать логические задачи, заниматься творчеством. Это те три составляющие, которые обязательно повлияют на развитие речи», — говорит Наталья Панова.

Чем старше пациент, тем сложнее становится задача логопеда. Людям в возрасте сложнее отработать автоматизацию, сделать так, чтобы правильно звучала спонтанная повседневная речь, и даже с 11-летними работать заметно труднее, чем с теми, кто всего на год младше.

Если речь пропала после инсульта

Все те же приёмы, о которых говорит Наталья Панова, можно рекомендовать потерявшим речь после инсульта или травмы.

Что ещё? Также в этом случае она рекомендует делать массаж кистей и пальцев. Постараться, хотя это бывает трудно, не срываться, не отчаиваться и не сердиться рядом с больным. Ободрять его и обнадёживать, даже если прогнозы врачей к этому не располагают.

И взрослый, и ребёнок должны слышать речь. Надо читать вслух друг другу и даже попробовать разыграть представления, если это возможно.

Логопеду сложнее, чем иному врачу, давать гарантии. Иногда родители требуют точно сказать, за какое время Наталья поставит ребёнку правильное произношение той же «ш» или «р», но приходится их разочаровывать. Точно не скажет никто, и очень многое зависит от ребёнка — иногда это случается за одно занятие, иногда требуются годы. Есть пациенты с хорошей способностью к подражанию, которые с лёту могут сразу взять звук. У других такой способности нет.

Как меняется отношение общества к людям с дефектами речи? Наш собеседник напоминает, что многие знаменитости не выговаривают буквы, и это совершенно не портит, и кому-то это даже такие дефекты могут казаться милыми. Не все это даже замечают — бывает и так, что иногда и сами родители не догадываются, что их ребёнок неправильно произносит пресловутую «р».

Визитная карточка

Наталья Панова — логопед, выпускница Кубанского государственного университета в Краснодаре. У неё два диплома о высшем образовании: психолога и логопеда. Год назад переехала в Сергиев Посад. С недавних пор открыла группу в библиотеке им. В. Розанова, куда могут приходить и дети, и взрослые. Занятия здесь бесплатные.

Почему идут в логопеды?

Наталья Панова получила профессию, на тот момент уже вторую, после рождения сына. Так сложилось, что в тот же год в университете открылось логопедическое отделение, и появление ребёнка подтолкнуло её снова сесть за парту. Именно рождение детей часто становится причиной, по которой люди приходят в эту профессию — в первую очередь чтобы быть полезными своей семье. Но личный мотив не единственный: примерно половина абитуриентов поступают с убеждением, что это хороший способ быть полезными всему обществу.

Что на рынке труда?

За последние годы спрос на услуги логопеда заметно вырос. Например, в советские годы специалисты по артикуляции в детских садах встречались редко, а теперь специализированный логокабинет чуть ли не закладывается в проект учреждения. Найти работу с профильным дипломом вуза сегодня вполне возможно, и зарплата позволит не умереть с голоду. Пока что это практически на 100 процентов женская специальность — мужчины-логопеды встречаются крайне редко.

Почему люди так говорят

Причин множество, и не все до конца установлены. Речевые расстройства у ребёнка могут формироваться и до его появления на свет, например при стрессах, которые женщина переживает при беременности. Есть версия, что на речь могут повлиять медикаменты, которые она принимала. Риски сохраняются и после родов: переученные левши могут, как говорит Наталья, «схватить заикание», а заикание после внезапного испуга — это не легенда, а вполне реальная вещь.

Владимир Крючев

Фото Сергея Семенькова