Газета «Вперёд» продолжает публикацию коротких очерков историка и краеведа Константина Филимонова, посвящённых истории Сергиева Посада. На этот раз речь пойдёт об изменениях, произошедших после объединения расположенных вокруг Лавры селений и слобод в посад.

За два года и два месяца до пуска на колокольне Троице­-Сергиевой лавры часов (о чём мы рассказывали в прошлый раз) 22 марта 1782 года вышел указ императрицы Екатерины II об учреждении при Лавре «посада». Для местных жителей это стало очень важным событием, повлиявшим на многие сферы личной и общественной жизни. Фактически с этого момента можно вести отсчёт истории Сергиева Посада как города.

Большая реформа

Преобразование Троицких слобод в «посад» произошло в ходе проведения губернской и городской реформ. После недавних потрясений в ходе крестьянских восстаний (Пугачёвский бунт. — ред.) они были призваны укрепить государственную власть на местах и подтолкнуть развитие в городах ремёсел и промышленности. Территорию государства разделили на губернии по 200­300 тыс. душ мужского пола в каждой, а губернии, в свою очередь, на 10­12 уездов по 20­30 тыс. душ. В новых уездах было учреждено свыше 200 новых административных центров: городов и поса­дов.

Указ императрицы гласил: «...живущим в слободах ведом­ства Коллегии Экономии близ Святотроицкой Сергиевской лавры лежащих непахот­ным жителям, производящим торги и ремёсла позволить записываться по желанию их в купечество и мещанство, учредя для них посад под имянем Сергиевской и в нём Ра­тушу».

В иерархии российских городов посады занимали последнее место после городов столичных, губернских, уездных и безуездных. В городах учреждались магистраты, в посадах — ратуши. И те, и другие — выборные суды, но с разным числом заседавших в них бургомистров и ратманов. Почему большое село Клементьево и бывшие Троицкие слободы с успешными торговцами, умелыми мастеровыми, опытными приказными были объявлены именно посадом и, наконец, что такое посад?

Почти город

В конце XVIII века и много позднее посадами считались поселения с от­дельными привилегиями города. С точки зрения государства, например, само учреждение ратуши уже считалось большой привилегией, дарованной жителям. Наиболее же вероятной причиной учреждения вокруг Лавры именно посада стало отсутствие дворян в ближайших селениях, принадлежавших ранее монастырю; между тем, законами только дворянам дозволялось занимать многочисленные административные должности, необходимые в городе.

При этом издание указа не означало немедленного превращения Троицких селений в посад. Более того, «непахотные жители» узнали о грядущих переменах лишь в апреле. Несколько дней потребовалось курьеру, чтобы привезти указ из Петербурга в Москву по раскисшим от весенней распутицы дорогам. В Первопрестольной указ попал в канцелярию генерал­губернатора, где с него сняли необходимое число копий. Путешествие указа по кабинетам и столам чиновников также потребовало некоторого времени. Ещё день ушёл на доставку копии указа из Москвы в село Клементьево, к сидевшему здесь чиновнику Государственной коллегии экономии (в ведомстве этой коллегии троицкие сёла и слободы находились, начиная с 1764 года). В канцелярии указанного чиновника с присланной копии списали несколько объявлений, которые развесили в самых людных местах: на площади села Клементьева, на Красногорской площади у Лавры и, вероятно, при приходских церквях.

Выбор сословия

Указ позволял экономическим крестьянам записаться в купечество или мещанство. Запись в купечество освобождала от рекрутчины, позволяла вести торговлю или открыть производство, но при условии ежегодной уплаты особого гильдейского сбора и рекрутских денег. Мещане также могли заниматься торговлей и промыслами, но обязаны были, как и крестьяне, платить подушную подать и отбывать рекрутскую повинность. Став мещанами или купцами, бывшие крестьяне слобод «близ Сергиевской лавры лежащих» теряли право пользоваться пахотной и сенокосной землёй вокруг Посада. Земля оставалась у крестьян, но они, даже проживая в Посаде, не считались его гражданами и по закону не имели права на занятия розничной торговлей и ремёслами.

Нетрудно представить, сколько толков вызвал указ об учреждении Посада, сколько споров и даже ссор произошло в 1782 году в семьях и между родственниками. Одни записывались в купечество, другие в мещанство, третьи решали остаться в крестьянском сословии. К октябрю 1782 года в учреждаемом Сергиевском посаде примерно из 4000 жителей обоего пола не менее 400 мужчин остались в крестьянстве, тогда как более 600 решили записаться в купечество и мещанство, чтобы составить общество полноправных граждан новоучреждённого Посада.

Константин Филимонов