Январь. Месяц ярких надежд и горьких разочарований. Сидя за новогодним столом, многие из нас планируют новую жизнь, которая должна начаться прямо под бой курантов 1-­го числа. Как правило, чудес не происходит. А если что и случается — то не по щелчку пальцев, а по инерции, заложенной месяцами, если не годами ранее. Иное дело государство — здесь всё строго наоборот. 146 миллионов россиян легли спать в одной стране, а проснулись в другой, как в 1992-­м, потому как правила их жизни изменились. Некоторые вчерашние привычки объявлены вне закона, а другие, напротив, — попали под «амнистию» и стали нормой. Какие сюрпризы нам приготовило законодательство с 1 января 2019 года?

Не пробьётся к нам медведь

Сквозь густой валежник. Самуил Маршак неожиданно утратил актуальность. Апрель, конечно, наступит, и подснежники зацветут. Но хозяин тайги будет чувствовать себя некомфортно, как в аквариуме, разгуливая по хорошо просматриваемым опушкам. Россиянам разрешили собирать сухие ветки, сучья, древесную кору и тащить к себе на участки без малейшего риска отправиться на нары за браконьерство. Для тех, кто не знал, раньше злостным собирателям сухостоя могли впаять штраф или того не хуже — два года колонии. Теперь всё мало­мальски устаканилось — недоразумение устранили. А с ним и пожаро­опасность лесной полосы снизили.

Один синий, другой серый

Вот и вся реформа. С 1 января собирать, хранить и вывозить мусор будут по­новому. Новостные ленты говорят, что раздельный сбор на два контейнера (для сухих и мокрых отходов) попытаются организовать не только в Подмосковье, но и по всей стране. В каждом регионе есть свои нюансы, где­то преобразования отложат на пару­тройку лет из­за нехватки средств, но суть одна — везде появится региональный оператор, везде идёт строительство заводов и полигонов нового образца, везде повышают цены на вывоз мусора и нормативы (советские стандарты при отсутствии пластиковой упаковки не выдерживали никакой критики). Так что при всём желании назвать Подмосковье «подопытным регионом» в создании новой индустрии язык не повернётся.

Эй, гуляй, мужик

Пьянство на Руси вновь становится привычкой богемной, если не сказать больше — элитарной. Бутылку водки в розницу можно купить в магазине минимум за 215 рублей (на 10 рублей дороже, чем в 2018­м году). Самый паршивый коньяк подорожает с 371 до 388 рублей за пол­литра. Что этим хочет нам сказать государство — непонятно. Никакой экономической или политической логики в «плавающих» ценах на увеселительные напитки не прослеживается. Акцизы то снижаются, то повышаются вне зависимости от того, бушует в стране кризис или наступила эра процветания. Впрочем, Росалкогольрегулированию тут виднее. У него на руках статистика. Практика последних лет показала — откровенной палёнки на легальных прилавках стало меньше. Видимо, в надзорных органах уверены, что умеренный рост цен не приведёт к взрывному росту контрафакта.

Ещё одно алкогольное «ноу­хау» — запрет на порошковый этанол. Автор статьи ничего подобного никогда не пил и не нюхал или, по крайней мере, так думает. Но с 8 января продажа подобной продукции тоже запрещена, как опасная для жизни.

Прощай, челнок

Таможня разозлилась. Бес­пошлинный ввоз ширпотреба в Россию де­факто прекратился. Раньше торговцы могли напихать себе в сумку смартфонов и аксессуаров на 1500 евро. Теперь разрешается только на 500. Мелким интернет­торговцам, прокручивающим посреднические схемы, теперь тоже не разгуляться. За 31 календарный день из Китая можно получить посылок на те же 500 евро и весом не более 31 килограмма. За «перевес» и «переплату» государству придётся отстегнуть 30 % стоимости. Огромный пласт «серых» бизнесменов отправится на биржу труда — выживать на доходы от теневого предпринимательства с такими барьерами будет проблематично.

Это Н, это Д, это С

Речь о налоге на добавленную стоимость. О нём мы уже писали в обзоре уходящего года, как и о налоге для самозанятых, но кое­что освежим в памяти. В связи с поднятием базовой ставки с 18 до 20 % тарифы ЖКХ будут проиндексированы 2 раза — 1 января и 1 июля. Сначала на 1,7 %, затем на 2­4,5 %, в зависимости от региона. Для Подмосковья этот показатель составит где­то 3,5 %. Электроэнергия в июле подорожает на 3,3 %, горячая и холодная вода на 3,7 %. С учётом мусора платить за коммунальные услуги придётся существенно больше. И не только за них.

Транспорт имеет все предпосылки подорожать. Билет в один конец на электричку в Москву из Сергиева Посада, к примеру, уже стоит 184 рубля. В декабре по тому же маршруту можно было прокатиться за 176. Проезд в автотранспорте тоже станет дороже — 53 рубля вместо 48 в автобусе и 35 рублей вместо 33 в маршрутке.

МРОТ тебе.  И кило печенья

Переходим к самому интересному — доходам. Минимальный размер оплаты труда вырос аж на 117 рублей — до 11 280. Это по России. В Московской области он теперь составит 14 200 рублей. Меньше работодатель при всём желании платить за полную занятость не может. Но лазейки при большом желании найдёт. Переведёт на неполную рабочую неделю или день — плавали, знаем. На пособие по безработице, по сравнению с предыдущими годами, можно жировать — 1 500 вместо 800 «минималка» и 8 000 для начальника в качестве «позолоченного парашюта» против 4 900 — это прорыв. Первые уволенные предпенсионеры, которых от увольнения защищает закон (эту нестыковку предстоит проверить на практике), получат примерно эквивалент будущей пенсии — 11 280 рублей. Действующие пенсионеры, в отличие от будущих, ликуют. Их государство постаралось не обидеть. Обещают индексацию на уровне 7 % или 1 000 рублей в год. Сельским пенсионерам — и того больше. Но только тем, кто продолжает сражаться с деревенским бытом и не сдался на милость урбанизации.

Бабы спорили на даче…

И под конец символическая и немного грустная норма. В историю уходят термины «дача» и «дачный кооператив» — неотъемлемая часть быта миллионов россиян. Теперь всех заставят поделиться на садоводов и огородников, потому как легальных видов фазенд осталось два. Все, у кого есть возможность, предпочитают акцентировать внимание на яблонях, а не на капусте, потому как строительство в садах можно затевать более масштабное. Правда, с 1 января нельзя будет построить дачу без уведомления властей. В течение 7 дней после отправки уведомления нужно ждать ответа от муниципалитета о соответствии постройки градостроительным нормам. После чего нужно в течение 10 лет построить дом. После приёмки строение автоматически ставится на учёт. В целом, реформа такая себе, декоративная. Что-­то из разряда переименования милиции в полицию. Но всё равно немного жаль.

 

Сергей Рунько

Фото Сергея Семенькова
и из архива редакции