Трудно представить жизнь человека вне финансовых отношений: куда бы мы ни направились, кошелёк всегда вместе с нами. И не стоит думать, что забота о деньгах и покупкахэто прерогатива взрослых. Чем раньше мы начнём объяснять ребёнку систему денежных отношений, тем более подготовленным он вступит во взрослую жизнь.

По своему детству помню, что нас не баловали карманными деньгами. Финансовое положение родителей было не сильно хорошим. Поэтому детям давали по 10 копеек купить пирожок или коржик в школе, а мелочь, которая оставалась с других покупок по хозяйству, разрешалось тратить на мороженое. Конечно, накопить таким образом на вожделенный велосипед не представлялось возможным. По­этому первый свой заработок я категорически отказалась складывать в общий семейный котёл. Очень хотелось самостоятельно распоряжаться собственным бюджетом.

Теперь пришёл черёд учить своего ребёнка финансовой грамотности. Признаюсь честно, в наш доперестроечный период с покупками было намного проще. Ну на что мы могли потратить полученные копейки? На мороженое, пирожное, книгу, журнал, кино или канцелярию. У сегодняшнего поколения подростков соблазнов не перечесть, и не всегда их выбор находит одобрение у родителей.

Оксана Перевозникова

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Несколько советов, как научить подростка грамотно выстраивать финансовую политику в семье, нам дала психолог­консультант, экзистенциальный психотерапевт Александра Караваева.

Насколько ребёнок психологически готов управляться с финансами?

Карманные деньги — один из инструментов воспитания, в частности, финансового воспитания ребёнка. Получая карманные деньги от родителей, дети учатся планированию, самостоятельности, принятию связанных с покупками решений, учатся больше понимать свои потребности, анализировать свои действия и их последствия — даже если речь идёт только о тратах. В этом вопросе много важных нюансов: возраст, сумма, условия.

Когда начинать давать карманные деньги детям, безусловно, каждый родитель решает сам, исходя из собственной позиции, воспитания, обеспеченности, в конце концов. Но если обозначить «нижний предел», то это скорее 6­7 лет, когда ребёнок идёт в школу и становится более самостоятельным. Условно считается, что в этом возрасте малыш уже осознаёт ценность денег и то, что их можно потратить с пользой.

От чего может зависеть сумма выдаваемых средств?

В первую очередь от финансового состояния семьи. Но при относительном финансовом благополучии не торопитесь удовлетворять все прихоти детей. Необходимо учитывать возраст и представлять, сколько в реальности ваш ребёнок может потратить с пользой. По мере взросления потребности возрастают и сумму карманных денег можно варьировать в зависимости от трат: обеды в школе, проездной, канцелярка и прочее. Важно обсуждать, какую часть своих карманных денег ребёнок готов тратить на дело самостоятельно — но при этом деньги не должны становиться «прожиточным минимумом».

Как часто давать деньги?

Тоже во многом зависит от возраста ребёнка. У детей несколько иное ощущение времени. Например, выдать семилетнему малышу деньги на месяц вперёд — гарантия того, что он не сможет отслеживать свои покупки и быстро всё потратит. Однако в более старшем возрасте сумма, выданная на месяц, поможет вашему чаду разобраться в простом финансовом планировании и в том, что такое бюджет.

Несколько важных моментов: деньги не должны быть средством управления ребёнком. Не стоит давать или увеличивать сумму за хорошие отметки, помощь, уборку и так далее.

Деньги не должны быть инструментом наказания, компенсацией за невозможность проводить с ребёнком больше времени или уделять ему достаточно внимания, зависеть от вашего настроения.

Не стоит и делать послаблений в случае, если ребёнок просчитался с тратами — быстро и нерационально потратил всё. В противном случае это может пошатнуть основы финансового воспитания и сформировать скорее потребительское отношение к родителям, как к банку или страховой компании.

Нужно ли при этом контролировать его траты, требовать отчёт, проверять?

При жёстком контроле — карманные деньги как инструмент финансового воспитания теряют смысл. Важно учиться доверять ребёнку, иметь возможность обсуждать его желания и потребности. Если его способ тратить деньги кажется вам абсолютно нерациональным и бессмысленным — стоит привести разумные аргументы, можно попробовать переубедить, но важно, чтобы окончательный выбор всё же остался за ним. Не стоит рассчитывать, что ребёнок сразу на­учится справляться с этими задачами. Неудачи — часть процесса обучения «финансовой грамотности», дайте ему научиться на ошибках.

ГЛАС НАРОДА

Давали ли вам карманные деньги?

Иван Никашин:

Мне давали только под конкретику: купить мороженку, в буфет сходить в театре, если везли на спектакль. А так — нет. И это правильно, потому что сейчас у нас мелочь по всему дому, ребёнок её аккумулирует и потом покупает всякую ерунду типа чипсов!

Елена Муранова:

Мне бабушка давала 1 рубль на хлеб. В то время он стоил 20 копеек. На сдачу я покупала журнал «Крокодил» (60 копеек), читала его, не доходя до дома. Бабушка сдачу никогда не спрашивала. Сейчас наблюдаю, что в основном карманные деньги дают, опять же, дедушки и бабушки. А я выдала сыну свою кредитку. Очень удобно, можно и поручение дать, и проконтролировать покупки.

Елена Макарова:

В детстве особо не помню, чтобы у меня деньги были. Давали в магазин сходить, редко — на мороженое. Иногда деньги дарили на день рождения, но как подарок это не воспринималось, так как в магазинах на них купить что­то привлекательное для себя было невозможно. Карманные деньги появились только в институте и тратились на проезд, еду и книги. Дочке карманные деньги даю с первого класса. Тратит она их в основном на свои интересы: бумага, кисти, краски и прочее подобное. И поскольку часто у неё очень длинный учебный день, считаю, что должны быть деньги на еду. Она не транжира, разумно распоряжается.

Мария Громова:

Мои дети чётко говорят, сколько надо и на что. Например: «Хочу воды купить, дай, пожалуйста, 30 рублей». Раньше чаще давала, «пластик» приучил к тому, что наличные очень редко бывают. Дети к этому тоже привыкли, все «хотелки» покупаю им сама после работы.

Наталья Попова:

Мне в начальной школе давали деньги на проезд. Если мы с одноклассницами возвращались домой пешком, то деньги оставались, можно было их потратить на пирожки. Особо карманных денег не полагалось, но иногда сдачу можно было себе оставить, я её в копилку складывала.

Татьяна Новикова:

В детстве деньгами особо не баловали. Но сейчас время другое, своей дочке выдаю ежедневно по 100 рублей. Дальше она уже сама решает — копить или на что­то потратить. Может сэкономить, например, на проезде, дойти пешком, пообедать в школе, купить стаканчик кофе или потратить на кино. Нас такие финансовые отношения вполне устраивают. Конечно, может и дополнительно на что­то попросить, но в целом уже привыкла рассчитывать на то, что дают ежедневно.