В прошлом году хотьковский этнопарк «Кочевник» получил премию правительства России в области туризма. Немалую роль в этом сыграл руководитель одноимённого этнического ансамбля Евгений Кайпанау — коренной чукча, китобой, певец, танцор и просто яркий, харизматичный человек. Наш корреспондент побеседовала с ним о путешествиях, творчестве и важных вехах его необычной судьбы.

Дух белого медведя

Как и у многих северных народов, у нашего героя два имени: «настоящее» и «по паспорту». По документам он Евгений Кайпанау, но на Чукотке его все зовут Умка, что переводится как «белый медведь». «Меня так назвали старики, дух белого медведя со мной с детства, это моё тотемное животное», — рассказывает он.

Детство Умки прошло меж двух океанов: Тихим и Ледовитым. Чукотка — самый удалённый от нас северо­восточный регион России — первой в стране встречает солнце и живёт на девять часов раньше Москвы. Дедушка научил внука охотиться с гарпуном и копьём, стрелять из винтовки. В тех суровых краях это необходимо и сегодня.

«Когда мы добываем кита, обязательно проводим обряд благодарения, — говорит Евгений. — Говорим «спасибо» небесам за то, что кит пришёл к нам и не оставил наш народ голодным. После разделки туши, всё, что можно употребить в пищу или из чего можно сделать полезную вещь, используем, а кости и оставшуюся плоть — сжигаем. Делается это для того, чтобы душа животного на том свете была целой и в следующий раз снова вернулась к нам в облике кита».

Ещё в шестом классе Умка начал участвовать в гонках на собачьих упряжках, порой проводя в путешествиях несколько месяцев и доезжая до Аляски и Камчатки. Именно на Аляске, во время исполнения танцев и мелодий на варгане, Евгения заметил продюсер из Сиэтла и пригласил на гастроли. Сотрудничество было недолгим, но судьбоносным: после этого Умка стал ездить по миру самостоятельно и рассказывать о культуре Чукотки. Через некоторое время он создал ансамбль, куда пригласил артистов разных северных народностей.

Рука королевы и взгляд президента

Евгений рассказывает, что объездил с гастролями полмира. Например, в прошлом году его пригласили на международный фестиваль народов Северной Норвегии «Ридду­Ридду». Там он выступал, резал фигуры из кости и рассказывал о своей родине. Его стенд заинтересовал норвежскую королеву Соню. Когда та подала Умке руку для рукопожатия, он, как джентльмен, с поклоном поцеловал её. «Я подарил королеве вырезанный из кости талисман в виде лапы медведя. На фестивале она была впервые, и после нашего общения пригласила нас посетить Норвегию и на следующий год», — рассказал Евгений.

В сентябре, во время проведения Восточного экономического форума во Владивостоке, для выступления перед президентом России Владимиром Путиным выбрали именно «Кочевник» Умки. Концерт проходил в рамках фестиваля культур «Созвездие Дальнего Востока». «Мне кажется, среди множества творческих коллективов нас отметили, потому что в каждое наше выступление мы вкладываем душу, поём от чистого сердца, танцуем не для того, чтобы кого­то удивить, а потому что мы это любим», — считает Умка.

С Рублёвкив Сергиев Посад

В Сергиево­Посадский район Евгения пригласил основатель этнопарка «Кочевник» Алексей Ежелев. Несколько лет назад он ездил в московский Музей кочевой культуры, где ему посоветовали обратиться за консультацией к Умке. В то время наш герой жил на Рублёвке — но не в особняке, а в поле, в яранге. Построив чукотское жилище в «Кочевнике» под Хотьковом, Умка предложил проводить в этнопарке экскурсии и устраивать концерты ансамбля.

Это был второй важный поворот его судьбы: в этнопарке он встретил свою будущую супругу Анну. Через некоторое время после знакомства пара сыграла свадьбу по всем обрядам Чукотки.

Как рассказывает Аня, утром, перед тем, как поехать с подругой в этнопарк, она попросила Вселенную послать ей мужчину, который бы любил её и заботился о ней. Войдя в «Кочевник», первым кого она увидела, был Женя. Сейчас у супругов уже трое детей. Аня взяла фамилию Умки, теперь она тоже Кайпанау, что в переводе с чукотского — маленький цветок.

«Модный приговор»

В прошлом году многодетная семья решила принять участие в «Модном приговоре» — передаче, которая идёт по Первому каналу. Евгений желание жены поддержал и вместе с ней отправился в Останкино.

Супруги говорят, что в шоу всё было по­настоящему и кончилось хорошо, все остались довольны.

Евгений по­прежнему много летает по стране и миру, часто навещает свой посёлок и родную Чукотку. Говорит, что обязательно, когда дети станут старше, отвезёт туда и их.

Евгения Кинтушева

Фото Сергея Борисова

Больше фото в фоторепортаже В этнопарке «Кочевник»