И другие вопросы, которые часто задают в связи с действиями Константинополя15 октября 2018 года в Минске заседал Священный Синод Русской Православной Церкви. Главная тема — посягатель­ство Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви. Синод пошел на крайнюю меру — признал невозможность продолжения евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Читатели «Фомы» задают много вопросов в связи с происходящим на Украине и действиями Константинопольского Патриархата. В этой статье мы стараемся ответить на самые частые из них.

  1. Что значит «евхаристическое общение»?

Это значит, что служащие из разных Поместных (самостоя­тельных) Православных Церк­вей могут вместе совершать Евхаристию и вместе прича­щаться из одной чаши. Миряне могут причащаться в храмах любой Поместной Церкви, кото­рая находится в евхаристиче­ском общении с их родной Цер­ковью. Например, миряне Рус­ской Церкви могут участвовать во всех таинствах Иерусалим­ской Церкви и наоборот.

  1. Почему Синод счёл невозможным продолжать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом?

Это было вынужденное реше­ние в ответ на заявление Кон­стантинополя после Синода в Стамбуле 9-11 октября 2018 года. В нём говорилось, что Кон­стантинопольский Патриархат восстанавливает глав расколь­ников («УПЦ КП» и «УАПЦ») до прежних званий и возвращает их прихожан в церковное обще­ние. Также Константинополь «отзывает» акт XVII века, кото­рый подтверждает нахождение Киевской митрополии в составе Московского Патриархата.

Русская Церковь считает эти постановления Констан­тинопольского Патриархата антиканоническими: Церковь, которая признает раскольни­ков и отлученных от Церкви, исключает себя из канониче­ского поля Православной Церк­ви. Константинопольский Патриархат своими действи­ями ассоциировал себя с рас­колом — это главная причина невозможности евхаристиче­ского общения.

Посягательство на чужую каноническую территорию, отказ от собственных исто­рических решений и обяза­тельств — это нарушение цер­ковных канонов.

  1. Что решение Синода значит для верующих?

Оно значит, что теперь веру­ющим Русской Православной Церкви нельзя причащаться или участвовать в других таин­ствах на приходах и в мона­стырях Константинопольского Патриархата, а иерархам и кли­рикам Русской Церкви нельзя служить вместе с иерархами и клириками Константино­польской Церкви.

  1. Так патриарх же Вселенский. Разве он не вправе решать дела всей Церкви?

Нет, только в своей — Констан­тинопольской. Вселенское Православие — это 15 Церквей, каждая из которых управляет­ся самостоятельно. Админи­стративный глава у Вселенского Православия отсутствует, а обя­зательные для всех Церквей решения принимаются соборно. «Вселенский Патриарх» — исто­рический титул, но не обозна­чение его «вселенской» власти. Он — «первый среди равных» ему глав самостоятельных Церквей. Титул «Вселенский» (OiKODpeviKoi; ) возник в V веке и обозначал территорию Рим­ской империи, церковное управ­ление на которой осуществлял тогда Константинопольский патриарх.

  1. Сколько на сегодняшний день на Украине существует религиозных групп, называющих себя «православной церковью»?

Очень много. Даже «патриар­хов» в Украине — целых два. Если же говорить о так называе­мых «церквях», то на сегодняш­ний день на территории стра­ны существует так называемая «Украинская православная церковь — Киевский патриар­хат» («УПЦ КП»), «Украинская автокефальная православная церковь (обновленная)». И это далеко не весь список. Все они являются неканоническими и не признаются в качестве подлинной Церкви на террито­рии Украины.

  1. А что значит «неканоническая» Церковь?

Неканоническая — значит не признанная другими Церквя­ми. Существует такое понятие, как Вселенское Православие — сообщество Поместных Право­славных Церквей, которые имеют единое историческое преемство от самих апостолов и в своей истории строго при­держивались основ православ­ной веры. К таким Церквям относятся, например, Иеруса­лимская, Антиохийская, Рус­ская. Все они признают друг друга частями единой Свя­той, Соборной и Апостольской Церкви. Так вот, если новообразовавшаяся религиозная груп­па, называющая себя «церко­вью», не признаётся в качестве таковой Вселенским Право­славием, значит, она является неканонической.

  1. То есть если обычный человек задумает создать свою собственную «церковь», то она будет неканонической до тех пор, пока её не признают другие Поместные Церкви?

Церковь создана Христом. Поэтому признания такой «чьей-то собственной церкви» никогда не случится. У описан­ной в вопросе «церкви» не будет самого главного — апостоль­ского преемства. Церковные каноны предписывают: возгла­вить общину верующих может только епископ. А рукополо­жить его могут только несколь­ко других епископов, которых до этого рукоположили дру­гие, и так далее. Эта цепочка рукоположений простирается вплоть до двенадцати апосто­лов, которые приняли дары священства в день Пятидесят­ницы. Без епископов и священ­ников совершение церковных таинств невозможно. А это зна­чит, что не будет и подлинного преображения человека, ради чего, собственно, и существует Церковь.

  1. А если «новаторы» найдут епископов? Тогда все получится?

Нет. Епископу одной епар­хии запрещено принимать на себя управление Церковью в другой (15-е правило Перво­го Вселенского Собора). Кроме того, подобный переход возмо­жен только с согласия Синода и Собора всей Церкви. В про­тивном случае такой епископ является раскольником и цер­ковным судом либо запреща­ется в служении, либо — это случай крайний — может быть предан анафеме, то есть полно­му отлучению от Церкви.

  1. И что происходит с епископом после запрещения или анафемы?

После этого он уже не имеет свя­щеннической благодати, а это значит, что все совершаемые им «таинства» не имеют никакой силы. Ношение епископского облачения человеком, над кото­рым Церковью произнесена ана­фема или который был отправ­лен под запрет, — не более чем бутафория. Именно поэтому, кстати говоря, ни одна из суще­ствующих сегодня на Украине «церквей», помимо Украинской Православной Церкви, не при­знается православным миром.

  1. Потому что все её епископы или запрещены в служении или преданы анафеме?

Да. Самый яркий пример — быв­ший митрополит Киевский, Филарет Денисенко, который является сегодня «патриархом» так называемой «Украинской православной церкви Киевского патриархата». 11 июня 1992 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви было при­нято постановление извергнуть его из сущего сана, после чего он перестал быть митрополитом. Денисенко отказался признавать решение Собора, и на Архиерей­ском Соборе 21 февраля 1997 года бывший митрополит был предан анафеме. Причём эта анафема была признана всеми Поместны­ми Церквями.

  1. За что он был подвергнут такому строгому наказанию?

Цитируем официальный цер­ковный документ: «За жесто­кое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Дени­сенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит 1:7-8; 27-е правило свя­тых апостолов), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф 18:7; 3-е правило I Всел. Собора, 5-е правило V-VI Всел. Собора), клятвопреступление (25-е пра­вило святых апостолов), публич­ную клевету и хулу на Архиерей­ский Собор (6-е правило II Всел. Собора), совершение священно­действий, включая рукоположе­ния, в состоянии запрещения (28-е правило святых апосто­лов), учинение раскола в Церк­ви (15-е правило Двукратного Собора)».

  1. А почему только Украинская Православная Церковь Московского Патриархата единственно каноническая?

Во-первых, потому что только в ней сохранилось апостольское преемство. Во-вторых, своё самоуправление она получила законно, без нарушения кано­нов, от Московского Патриар­хата. В-третьих, только эта Цер­ковь признаётся канонической всем православным миром.

Она является частью Русской Православной Церкви, имея при этом практически полную автономию и свободу. Таков сознательный выбор большин­ства украинских православных христиан и духовенства Укра­инской Церкви.