И другие вопросы, которые часто задают в связи с действиями Константинополя15 октября 2018 года в Минске заседал Священный Синод Русской Православной Церкви. Главная тема — посягательство Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви. Синод пошел на крайнюю меру — признал невозможность продолжения евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Читатели «Фомы» задают много вопросов в связи с происходящим на Украине и действиями Константинопольского Патриархата. В этой статье мы стараемся ответить на самые частые из них.
- Что значит «евхаристическое общение»?
Это значит, что служащие из разных Поместных (самостоятельных) Православных Церквей могут вместе совершать Евхаристию и вместе причащаться из одной чаши. Миряне могут причащаться в храмах любой Поместной Церкви, которая находится в евхаристическом общении с их родной Церковью. Например, миряне Русской Церкви могут участвовать во всех таинствах Иерусалимской Церкви и наоборот.
- Почему Синод счёл невозможным продолжать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом?
Это было вынужденное решение в ответ на заявление Константинополя после Синода в Стамбуле 9-11 октября 2018 года. В нём говорилось, что Константинопольский Патриархат восстанавливает глав раскольников («УПЦ КП» и «УАПЦ») до прежних званий и возвращает их прихожан в церковное общение. Также Константинополь «отзывает» акт XVII века, который подтверждает нахождение Киевской митрополии в составе Московского Патриархата.
Русская Церковь считает эти постановления Константинопольского Патриархата антиканоническими: Церковь, которая признает раскольников и отлученных от Церкви, исключает себя из канонического поля Православной Церкви. Константинопольский Патриархат своими действиями ассоциировал себя с расколом — это главная причина невозможности евхаристического общения.
Посягательство на чужую каноническую территорию, отказ от собственных исторических решений и обязательств — это нарушение церковных канонов.
- Что решение Синода значит для верующих?
Оно значит, что теперь верующим Русской Православной Церкви нельзя причащаться или участвовать в других таинствах на приходах и в монастырях Константинопольского Патриархата, а иерархам и клирикам Русской Церкви нельзя служить вместе с иерархами и клириками Константинопольской Церкви.
- Так патриарх же Вселенский. Разве он не вправе решать дела всей Церкви?
Нет, только в своей — Константинопольской. Вселенское Православие — это 15 Церквей, каждая из которых управляется самостоятельно. Административный глава у Вселенского Православия отсутствует, а обязательные для всех Церквей решения принимаются соборно. «Вселенский Патриарх» — исторический титул, но не обозначение его «вселенской» власти. Он — «первый среди равных» ему глав самостоятельных Церквей. Титул «Вселенский» (OiKODpeviKoi; ) возник в V веке и обозначал территорию Римской империи, церковное управление на которой осуществлял тогда Константинопольский патриарх.
- Сколько на сегодняшний день на Украине существует религиозных групп, называющих себя «православной церковью»?
Очень много. Даже «патриархов» в Украине — целых два. Если же говорить о так называемых «церквях», то на сегодняшний день на территории страны существует так называемая «Украинская православная церковь — Киевский патриархат» («УПЦ КП»), «Украинская автокефальная православная церковь (обновленная)». И это далеко не весь список. Все они являются неканоническими и не признаются в качестве подлинной Церкви на территории Украины.
- А что значит «неканоническая» Церковь?
Неканоническая — значит не признанная другими Церквями. Существует такое понятие, как Вселенское Православие — сообщество Поместных Православных Церквей, которые имеют единое историческое преемство от самих апостолов и в своей истории строго придерживались основ православной веры. К таким Церквям относятся, например, Иерусалимская, Антиохийская, Русская. Все они признают друг друга частями единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Так вот, если новообразовавшаяся религиозная группа, называющая себя «церковью», не признаётся в качестве таковой Вселенским Православием, значит, она является неканонической.
- То есть если обычный человек задумает создать свою собственную «церковь», то она будет неканонической до тех пор, пока её не признают другие Поместные Церкви?
Церковь создана Христом. Поэтому признания такой «чьей-то собственной церкви» никогда не случится. У описанной в вопросе «церкви» не будет самого главного — апостольского преемства. Церковные каноны предписывают: возглавить общину верующих может только епископ. А рукоположить его могут только несколько других епископов, которых до этого рукоположили другие, и так далее. Эта цепочка рукоположений простирается вплоть до двенадцати апостолов, которые приняли дары священства в день Пятидесятницы. Без епископов и священников совершение церковных таинств невозможно. А это значит, что не будет и подлинного преображения человека, ради чего, собственно, и существует Церковь.
- А если «новаторы» найдут епископов? Тогда все получится?
Нет. Епископу одной епархии запрещено принимать на себя управление Церковью в другой (15-е правило Первого Вселенского Собора). Кроме того, подобный переход возможен только с согласия Синода и Собора всей Церкви. В противном случае такой епископ является раскольником и церковным судом либо запрещается в служении, либо — это случай крайний — может быть предан анафеме, то есть полному отлучению от Церкви.
- И что происходит с епископом после запрещения или анафемы?
После этого он уже не имеет священнической благодати, а это значит, что все совершаемые им «таинства» не имеют никакой силы. Ношение епископского облачения человеком, над которым Церковью произнесена анафема или который был отправлен под запрет, — не более чем бутафория. Именно поэтому, кстати говоря, ни одна из существующих сегодня на Украине «церквей», помимо Украинской Православной Церкви, не признается православным миром.
- Потому что все её епископы или запрещены в служении или преданы анафеме?
Да. Самый яркий пример — бывший митрополит Киевский, Филарет Денисенко, который является сегодня «патриархом» так называемой «Украинской православной церкви Киевского патриархата». 11 июня 1992 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви было принято постановление извергнуть его из сущего сана, после чего он перестал быть митрополитом. Денисенко отказался признавать решение Собора, и на Архиерейском Соборе 21 февраля 1997 года бывший митрополит был предан анафеме. Причём эта анафема была признана всеми Поместными Церквями.
- За что он был подвергнут такому строгому наказанию?
Цитируем официальный церковный документ: «За жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит 1:7-8; 27-е правило святых апостолов), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф 18:7; 3-е правило I Всел. Собора, 5-е правило V-VI Всел. Собора), клятвопреступление (25-е правило святых апостолов), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (6-е правило II Всел. Собора), совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения (28-е правило святых апостолов), учинение раскола в Церкви (15-е правило Двукратного Собора)».
- А почему только Украинская Православная Церковь Московского Патриархата единственно каноническая?
Во-первых, потому что только в ней сохранилось апостольское преемство. Во-вторых, своё самоуправление она получила законно, без нарушения канонов, от Московского Патриархата. В-третьих, только эта Церковь признаётся канонической всем православным миром.
Она является частью Русской Православной Церкви, имея при этом практически полную автономию и свободу. Таков сознательный выбор большинства украинских православных христиан и духовенства Украинской Церкви.