Современное искусство вовсе не так элитарно, как иногда кажется на первый взгляд. И, к сожалению, в российских художественных вузах его почти не изучают.

К современному искусству относится искусство начиная со второй половины XIX века — модерн, постмодерн, а сейчас и постпостмодерн. В результате индустриализации, возникновения фотографии и кино, в результате огромных социальных потрясений, революций и двух мировых войн, когда рушились общественные уклады и человеческие жизни, искусство научилось отражать все эти события.

Во многом «современное» искусство — это эстетика травмы, эстетика переосмысливания перемен, поиск смысла жизни отдельного человека на фоне бушующей истории, что подтверждают его лучшие представители.

Многие думают, что актуальное искусство — некий примитив, но на самом деле именно оно отражает реальность жизни. Оно может быть разным по стилю, но всегда затрагивает проблемы, которые волнуют каждого из нас: жизнь и смерть человека, отношения с людьми, ощущение себя. Конечно, изображение природы тоже имеет значение, но это лишь часть «целого».

Существует салонное искусство — то, что люди покупают для украшения. То, что можно повесить в спальне или на кухне. Конечно, в повседневности мы хотим видеть вещи, которые нам близки или украшают нашу жизнь, но искусство не сводится только к этому.

У нас по­-прежнему рисуют пейзажи, храмы, луга, природу… Всё это красиво, но где же человек, где мы с вами? Где современность, со всеми её щербинками, сложностями и вопросами, на которые мы отвечаем или пытаемся ответить, сидя на кухне под красивой картиной с очаровательными пейзажами? К сожалению, современная художественная жизнь Сергиева Посада почти полностью представлена салонным искусством, хоть и зачастую очень качественным. Но, как говорил А. Тарковский, «только этого мало».

В XX веке человечество стало интересоваться не мастерством изображения человека, а чем­-то другим, более важным. Искусство как часть общественного сознания пошло в ногу с переменами в жизни: в это время была сформулирована теория относительности, появилась новая техника, новые скорости перемещения и интернет, где люди проводят всё больше времени.

В начале XX века случился переворот в общественной жизни. Крах государственности, крах монархий — и в России, и в Германии. Мировые войны. Абсолютный хаос. Он пугал человека, но в то же время выбрасывал энергию, которая не появляется в спокойное время. Русский авангард, кстати, вполне соответствовал этим тенденциям — это было интереснейшее явление мирового уровня.

Что касается Германии, то тут также появлялись новые стили, и прежде всего экспрессионизм и стиль «Новой вещественности», чем, в общем, немецкая живопись отличается и до сих пор.

Экспрессионизм — не просто изображение объекта как его видит автор, а изображение эмоций, которые он переживает по отношению к объекту. В 1937 году нацисты собрали картины Кирхнера, Нольде и других представителей экспрессионизма на выставке в Мюнхене. Это была последняя выставка — вскоре нацисты просто сожгли все работы. Гитлер видел в немецком человеке совершенного, высшего человека и считал, что «уберменш» не может быть показан таким образом — со слабостями и растерянностью, страхом перед хаосом революций и наступающего нацизма.

Вторым заметным течением в немецкой живописи является «Новая вещественность». Это некий утрированный реализм, акцентирующий присутствие вещи или детали. Знаменитые его представители — Отто Дикс и Макс Бекман.

Немецкий постмодерн я связываю с именем гениального Йозефа Бойса, отца современного перформанса. В годы войны он был лётчиком, его самолет сбили над Крымом. Но он выжил благодаря крымским татарам, которые нашли его и вылечили народными методами — заворачивали в войлок, мазали мёдом и растопленным салом. После войны он пережил депрессию и личностный кризис, а когда пришёл в себя и занялся творчеством, одним из самых важных элементов в его работе стали, например, огромные куски жира, войлок, стремление к мистическому осмыслению окружающего субъект мира.

Первый его перформанс назывался «Как объяснять картины мёртвому зайцу». Бойс обмазал себя мёдом, залепил лицо золотом. Он ходил от картины к картине, объясняя их смысл мёртвому зайцу, которого держал на руках. Смысл этого перформанса в том, что Вторая мировая война с её жестокостью показала крах позитивизма. Сколько бы красивых картин ни нарисовали, сколько бы новейших автомобилей ни произвели, оказалось, что человечество способно на такую чудовищную войну, способно строить концентрационные лагеря. Мёртвый заяц — символ надломленной души человека. И «мёртвому зайцу» бессмысленно показывать красивые картины.

В другом перформансе — «Я люблю Америку и Америка любит меня» — Бойс прилетел в США. Он критически относился к капиталистической картине мира, уничтожению и сегрегации коренного индейского населения. Чтобы не ступать на американскую землю, из аэропорта к месту акции его привезли на медицинской каталке. После этого он провёл три дня взаперти с койотом — диким волком, символизировавшим культуру индейских племён. Бойс был покрыт большим куском толстого вой­лока, держал в руке посох — символ первенства и главенства европейской культуры. Койот пытался укусить его, но через три дня совместного существования оба персонажа подружились. Так европейская цивилизация в лице художника должна попытаться найти контакт с естественностью, аутен­тичностью... Бойс показывал возможность диалога между европейской и индейской культурой в виде койота. Не ступив на землю Америки, Бойс вернулся в Европу, хотя позже, конечно, он успешно проводил там свои выставки.

Закончить хочу именами самых модных и дорогих художников сегодняшней Германии — это Георг Базелиц и Нео Раух.

В Германии есть свое академическое образование, которое поддерживает стандарты современного академического искусства. Лучшие явления современной живописи подчинены тем же законам, что и классические, — композиции, цвета, фактуры, ритма и т. д.

Базелиц — неоэкспрессионист, художник и академик. У него размашистые широкие мазки без намёка на реализм, но основной его темой по­прежнему является человек. Наше тело можно запечатлеть, но душу, эмоции запечатлеть сложно. Психология открыла нам подсознание, и, упрощённо говоря, экспрессионизм именно этим занимается. У художника потрясающий цвет, композиция, огромные форматы.

Другой художник — Нео Раух. Он настолько знаменит, что даже к не­оконченным его картинам стоят очереди, при этом сам он относится к своему творчеству трезво, спокойно. Журналисты спрашивали, не пробовал ли он заняться чем-­то другим, и он ответил, что пытался, но не может не писать картины.

Нео Раух живёт в Лейпциге. В этом городе исторически всегда сильной была реалистическая школа. Затем там же, в бывшей ГДР, был успешен и популярен соцарт, большой реалистический стиль — лейпцигские художники тоже рисовали красивых колхозниц, трактористов, успехи своей страны (к слову, на мой взгляд, многие советские художники даже больше отражали дух времени, чем их современные российские коллеги). Наследуя принципы новой вещественности, утрированного гиперреализма, Нео Раух пишет огромные сюрреалистические картины. В них — размышления о том, кто и где мы.

Итак, современное искусство — это обширная и интересная тема. На­учившись понимать его, мы можем посмотреть и на себя самих, возможно, откровенней и правдивее. Увидеть «правду жизни» со всей её красотой, неповторимостью, конфликтностью и трагичностью. Но ведь это так важно — что может быть важнее человека и его жизни?

 

Тамара Кузнецова, культуролог, художник (Сергиев Посад — Берлин).

Фото flickr.com/uair01, swr.de