Кормушка для чаек — так романтично окрестили мусоросортировочный завод общественники. И действительно, как только открыли ворота мусороприёмника, эти белокрылые голодные бестии с криками устремились на добычу. На всём предприятии это, наверное, самый неприятный, смердящий участок. В нос резануло запахом гниющих отходов, так что мы сразу натянули респираторы. Впрочем, многие отметили, что ожидали более жуткой картины. От кучи мусора разило не больше, чем от стандартной контейнерной площадки.

 

Ознакомительную поездку в Кострому на первый в России автоматизированный мусороперерабатывающий комплекс по обезвреживанию и обработке твёрдых бытовых отходов для активистов и членов Общественной палаты Сергиево­-Посадского района организовали экологи — эксперты «Всероссийского общества охраны природы» (ВООП). Цель поездки — показать цивилизованную переработку отходов, а главное — переломить мнение скептиков и доказать, что такой завод не только безопасен, не доставляет дискомфорта местным жителям, но и крайне необходим району.

Вопрос с переработкой и утилизацией отходов в нашей стране стоит довольно остро. В московском регионе серьёзно озаботились этой проблемой. Как рассказал первый заместитель председателя Центрального совета ВООП Элмурод Расулмухамедов, в Московской области в ближайшие годы планируется построить 24 мусороперерабатывающих комплекса.

«Это первое в России предприятие с таким высоким уровнем переработки с применением оптических распознавателей. Завод сегодня загружен на 80 %, это неплохой показатель для сортировочных мощностей. Наша основная задача была показать жителям Подмосковья, как выглядит современный комплекс по сортировке», — рассказал Элмурод Расулмухамедов.

***

Мусороперерабатывающий комплекс открылся в Костроме в 2016 году. Он занимает территорию 3,5 га и расположен в черте города, в 600 метрах от жилых домов. Это первое в нашей стране опытное автоматизированное производство такого высокого класса. Завод рассчитан на переработку 100 тысяч тонн отходов в год.

В приёмном отделении одновременно могут разгружаться четыре машины. Там же из мусора извлекаются крупные предметы — матрасы, шины, деревяшки, которые измельчаются в шредере. Из отходов также выбирают стекло и все предметы, которые бы позволили некорректно работать автоматике.

На заводе всё взаимосвязано сложнейшей системой конвейеров, различных по габаритам, скорости, углам наклона, конструкции. На первой линии фронтальный погрузчик загружает мусор в открыватель пакетов, который разрывает мешки и вытряхивает содержимое на конвейер. Проходя бактерицидную обработку, отходы поступают на следующую линию, где отсеиваются органические компоненты. На магнитном сепараторе отделяются включения чёрных металлов. Ещё один аппарат извлекает цветные металлы. Выделенные фракции поочерёдно сгружаются на отдельные конвейеры и поступают в мощный пресс.

Костромской завод оснащён шестью автоматами параинфракрасного излучения, которые способны пропускать до 30 тонн материала в час и извлекать бумагу и картон, плёнку и пластик, причём разделяя их по химическому составу. Баллистический сепаратор разделяет поток на плоские и объёмные фракции. Оптика распознаёт ПЭТ-­бутылку и струёй воздуха направляет в бункер.

Все полимеры, разделённые по химическому составу, отправляются по конвейеру в цех производства гранул и хлопьев. Там расположены три современные линии. Каждый час цех переработки выдаёт 1,5 тонны готовой продукции, которая, в свою очередь, поступает в цех обработки и обезвреживания, а затем на склад. А мелкие фракции, преимущественно содержащие органику, отправляются на полигон.

***

Костромская область разделена на три зоны деятельности региональных операторов. Компания «ЭкоТехноМенеджмент» является оператором по первой зоне, куда входит город Кострома и ещё шесть сопредельных районов.

«В среднем весь город Кострома генерирует в день порядка 270 тонн мусора. В 2016 году наш завод принял 86 тысяч тонн отходов. Правда, из этого объёма порядка 25 процентов — это негабаритные отходы, технология обработки которых иная, нежели вам была продемонстрирована. Завод способен увеличить пропускную способность. Всё зависит от организации труда. Сейчас предприятие обслуживают 100 сотрудников, сортировщики трудятся посменно по восемь часов в день», — рассказал руководитель ООО «ЭкоТехноМенеджмент» Дмитрий Капров.

Комплекс перерабатывает 50 % поступающего мусора по объёму, по весу извлекается порядка 15 % полезных фракций — это полипропилены, полиэтилен, стекло, чёрный и цветной металлы, бумага и картон. Остальное — так называемые хвосты — захоранивают на полигоне, который расположен в 22 км от завода.

У извлечённых и переработанных полимеров достаточно широкое применение — из них изготавливают тротуарную плитку, канализационные люки, трубы для прокладки кабеля. На заводе конечный продукт не производят, здесь делают только полуфабрикат в виде гранул, которые в дальнейшем продают на специализированные предприятия.

***

В целом нам показалось, что в Костроме к вопросу переработки мусора подходят пока не слишком профессионально. Несмотря на наличие такого передового МПЗ, в городе до сих пор не налажен раздельный сбор мусора. Все отходы валят в один котёл, что существенно снижает эффективность переработки. Как отметили на заводе, качество входящего мусора оставляет желать лучшего. Нам рассказали, что в городе одно время пробовали собирать отдельно стекло, установили контейнеры, однако реальный результат этот сбор дал лишь в районах старой застройки с пятиэтажками, не оборудованными мусоропроводами, где живут преимущественно пожилые люди, ещё с советских времён привыкшие к сбору стеклотары.

«Хотелось бы, чтобы жители отделяли хотя бы крупногабаритные отходы от бытовых, не подлежащие переработке, чтобы зря не загружать комплекс. Необходимости в глубокой селекции отходов, как это реализовано во многих странах, например в Израиле, я лично не вижу. У нас на заводе многое делает автоматика. Такая глубокая селекция не экологична и затратна. А в условиях эргономики наших кухонь и квартир люди просто не в состоянии будут сортировать пять видов отходов. Достаточно отделять полимеры, стекло и металл», — поделился мнением Дмитрий Капров.

При всей своей эксклюзивности и интенсивной загрузке МПЗ остаётся фактически нерентабельным. В Костроме один из самых низких тарифов на вывоз мусора — 171 рубль за куб, нет у этого бизнеса и государственных дотаций, и каких­либо других преференций, за исключением того, что предприятие освобождено от регионального налога на имущество.

***

Несмотря на все трудности, экологи считают, что без таких заводов у планеты, заваленной мусором, просто нет будущего. Помимо обычной сортировки и переработки вторсырья, необходимо заниматься созданием станций компостирования для снижения агрессивности органики и превращения её в полезный компост. Эту задачу также предстоит в ближайшем будущем решить региональным операторам.

Хотелось бы, чтобы и в нашем районе подошли к вопросу утилизации мусора разумно. Пока до конца неясно, что нам предлагают построить в Сахарове. Называют разные площади застройки и назначение территории. Люди боятся, что под вывеской сортировочного и мусороперерабатывающего завода фактически появится полигон, куда будут сгружать отходы с восьми регионов. Активисты требуют открытый диалог на публичной площадке. В этом их поддерживают экологи.

«Наши рекомендации — использовать под такое производство участки, которые изначально загрязнены. Мы пока не очень понимаем аргументацию выбора именно этой территории. Хотелось бы на площадке сергиевопосадской Общественной палаты услышать, почему именно Сахарово выбрано под строительство завода. Все понимают, что в этой точке возможно напряжение, хотелось бы все вопросы купировать заранее», — сказал Элмурод Расулмухамедов.

Такая возможность представится уже совсем скоро. Сегодня, 11 июля, в 12.00 в ОДЦ «Октябрь» состоится общественное обсуждение проектной документации «Комплекса по обработке и размещению твёрдых коммунальных отходов на территории Сергиево-­Посадского муниципального района Московской области», где будут представлены все изыскания по планируемому объекту строительства и его воздействию на окружающую среду.

 

Оксана Перевозникова

Фото Сергея Борисова

 

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННИКОВ

Татьяна КУРАШОВА, инициатор раздельного сбора отходов:

«Хорошая, современная, автоматическая сортировка. Никаких запахов, есть первичная переработка, где отходы измельчают, это эффективно и экономически более выгодно. Так что непосредственно к сортировке вопросов у меня нет. По поводу строительства подобного завода в Сахарове моё мнение не изменилось — он не нужен, потому что до сих пор никто не знает, что конкретно там будет».

 

Татьяна МАЛЬЦЕВА, гражданский активист по борьбе со строительством полигона в д. Сахарово:

«У меня возникло много вопросов к сортировке. Если посмотреть на опыт Костромы, то в городе до сих пор отсутствует даже минимальный раздельный сбор мусора. Совершенно неясна экономическая эффективность. Очень низкий процент выбора фракций, по большому счёту, они снимают вершки, всего 15 % по массе. А если у нас построят что­то подобное, то куда денут оставшиеся 85 %? Захоронят тут же на полигоне. А на этом заводе всё прекрасно — чисто, аккуратно, ничего не пахнет, пока мы там были, за два часа заехало всего четыре машины. Для нашего района нужен иной подход. Все говорят, что раздельный сбор — это долго и нудно, но надо когда­то начинать и уменьшать количество отходов, а не увеличивать площади для их захоронения».

 

Максим АЛЕШКОВ, член Общественной палаты Сергиево­-Посадского района:

«Завод произвёл очень хорошее впечатление. Внутри запах был, но снаружи ничего даже не доносилось, влияние на окружающую среду минимальное. Такие предприятия нужны стране и будущее за ними. То, как у нас сейчас захоранивается мусор, это из рук вон плохо. Поэтому я за строительство, у нас должны быть такие заводы, а не свалки».

 

Николай КЕЗБЕР, член Общественной палаты Сергиево­-Посадского района:

«Впечатления от завода очень хорошие. Я думал, будет хуже, но завод удивил: чистота, на территории есть столовая. Если бы был запах, людям бы неприятно было есть. Само предприятие небольшое, уместилось на 3,5 га земли. Если строить аналогичное в нашем районе, его лучше разместить в Парфёнове, и тот мусор, который уже есть, можно было так же частично переработать».

 

Елена КЕОПАНИЧ, член Общественной палаты Сергиево-­Посадского района:

«Не сомневалась, что всё цивилизованно, что не будет безумных запахов рядом с перерабатывающим заводом. Поражает само производство. Когда всё механизировано, соблюдаются технологии, по идее, утилизация мусора должна быть дешевле. Тут сразу возникает вопрос, почему в нашем районе предполагается, что будет удорожание. Очень хорошо, что удалось пообщаться с местными жителями, с молодёжью. Я даже специально зашла в магазин поспрашивать людей, но многие даже не знают, что у них рядом находится мусороперерабатывающий завод. С одной стороны, это здорово, значит, жителей не беспокоят посторонние запахи. С другой — раз люди о заводе не знают, значит, власть сделала всё втихую. Это огорчает, строительство таких заводов и полигонов должно выноситься на обсуждение жителей.

Что касается Сахарова, я думаю, такого предприятия там быть не должно. В то же время мусороперерабатывающий завод нам нужен, для района вполне хватит меньшего размера и мощности. Зачем нам собирать мусор со всей области и Москвы? И располагаться он должен в районе Парфёнова, где уже есть свалка. Это будет рационально и экономически более выгодно, потому что в Сахарово даже подъезда нет. Может быть, региональный оператор, который планирует зайти туда, подумает об этом, услышит народ и разместит производство на тех площадях, которые уже есть?»

 

Что говорят жители?

Мы спросили у жителей ближайшего к МПЗ посёлка Фанерник, как переносится подобное соседство. Люди в своём мнении оказались единодушны:

— Никакие запахи с завода нас не беспокоят.

— Даже не знаем, где он находится.

— Мусор пока в домах мы не сортируем, в Костромской области этим занимаются только в городе Шарья.

— Если нам поставят контейнеры, мы тоже с удовольствием будем сортировать. Считаем, что так будет правильнее и полезнее для экологии.