Ставшее некогда привычным и расхожим понятие «внештатник» в газете (внештатный корреспондент) в довоенные годы подразделялось почти на десяток направлений.

 

Рабкор — рабочий корреспондент. Селькор — ясно, из сельской сферы. А вот экзотическое — пикор! То есть пионер-корреспондент. Или учкор, который мог быть и учащимся, и педагогом. Привычное «юнкор». А ещё — женкоры, то есть пишущие женщины-активистки.

С первых дней Великой Отечественной войны значительная часть рабселькоров газеты «Вперёд» оказалась в рядах действующей армии и превратилась в военкоров. Довоенные внештатники не рвали связи с газетой, продолжали присылать в редакцию письма и заметки. Газета охотно их публиковала, при этом часто давала краткую справку об авторе и напоминала и его довоенную профессию.

Интересен номер газеты, вышедший ко Дню советской печати (5 мая) 1943 года. Напомню, это был очень важный для наших земляков год — Загорск стал глубоким тылом, был расформирован Городской комитет обороны, война уходила на Запад.

В редакционной передовице «Рабкорам землякам» рассказывалось о защитнике Ленинграда, бывшем работнике Трикотажной фабрики Щукине (к сожалению, вместо инициалов стояло казённое «т.» — товарищ). Читаем: «Наш старый друг — один из активнейших рабкоров нашей газеты, он не прерывает связи с газетой, выпускаемой в родном городе — часто шлёт нам письма, интересуется, как живёт Загорск».

К сожалению, о старшине флотского экипажа Щукине нам не удалось найти сведений ни в «Книге памяти», ни в сборнике «Подвиг поколения». Как, впрочем, и о многих других героях моего очерка…

«И на море, и на суше, и в воздухе — всюду неустрашимо бьются русские отважные люди. Среди этих защитников есть и наши друзья — рабкоры, селькоры, корреспонденты нашей газеты. Их много: лейтенант Чернов и Зверев, связист Д. Луговской, интендант Б. Щипанов, капитан А. Фадеев, сержант В. Варыханов, лейтенант Доронин, бывшие сотрудники нашей газеты, добровольно ушедшие на фронт, — Н. Петин и А. Калинина. Во фронтовых газетах работают сейчас В. Кувшинова и П. Егорова — наборщицы типографии, они награждены медалями «За боевые заслуги».

В перечисленных передовицей именах — много нам знакомых. Например, журналист Дмитрий Луговской, один из создателей нашего районного радиовещания. В октябре 1941 попал в плен под Вязьмой, бежал, потом — долгие фронтовые дороги и корреспонденции в родные края.

Имя В. Варыханова было тоже хорошо знакомо читателям газеты. Его фотографии часто появлялись на её страницах и во время войны, и в послевоенные годы. Именно он донёс до нас облик города тех лет и лица солдат-победителей, вернувшихся на родину.

Из «вперёдовских» публикаций мы узнаём и о самом знаменитом селькоре-фронтовике. Это «дважды орденоносец, гвардии капитан т. Солдатов — наш земляк, один из самых активных наших селькоров».

Интересна судьба рабкора, электросварщика кирпичного завода НКПС (путей сообщения) Н. А. Гагинского. Осенью 1941 года он был среди бойцов созданного в городе партизанского отряда, а затем отправился в действующую армию. Вот отрывок из его корреспонденции (январь 1945-го). «Не забуду морозного утра 14 января 1945 года, когда наши войска, перейдя границу СССР, вступили на территорию Германии. Вырвавшись первым из окопа и пробежав заминированное немцами поле, я повел свой взвод к намеченной цели — на вражеский населённый пункт. В жарком бою я был ранен. Но не ушёл с поля битвы. Перевязав рану, пошёл в наступление».

Бывший рабкор газеты «Вперёд», ставший военным журналистом, Александр Барашков посвятил своей профессии стихотворение «Солдатский карандаш»:

 

Утро. Лагерь. Тихо, мглисто,
Тень упала на шалаш.
Солнца луч черкнул мне в листик
Словно острый карандаш.

Я пишу, нет, я стреляю!
Сектор мой — моя тетрадь.
Сам обоймы проверяю
перед тем, как выстрел дать!

 

К слову, А. Барашкову приходилось не только «стрелять карандашом». Участник боевых действий, в результате ранения он вернулся домой инвалидом.

О судьбе двоих друзей, активных рабкоров довоенного времени Александре Шапошникове и Иване Можаеве узнаём уже из первых послевоенных номеров газеты.

Александр Васильевич Шапошников до войны работал в инвентаризационно-техническом бюро горсовета. В 1941 году стал помощником строительного батальона, сформированного из загорчан. Почти год строил оборонительные сооружения у стен Москвы. В 1942 году был призван на фронт, регулярно писал о нелёгких фронтовых буднях. Погиб Александр Васильевич под Белгородом, во время Курской битвы. А его друг, заведующий парткабинетом Загорска Иван Можаев погиб под Вязьмой.

Профессиональным журналистом стала бывшая рабкоровка, фронтовичка В. Барченкова. Особенно интересен был её цикл очерков «В Карпатах». Писала она и о своих боевых товарищах, и о послевоенных судьбах фронтовиков.

Интересно, но в военные годы редакция газеты «Вперёд» регулярно поддерживала традицию смотров-конкурсов стенных газет и заводских многотиражек. 5 мая 1943 года была особо отмечена работа редколлегии стенной газеты «Кирпичник» кирпичного завода — «предприятия, где директором т. Загорнов».

Как на производстве, где женщины сменили ушедших на фронт отцов, братьев и мужей, так и в рабселькоровском движении количество женских имён увеличилось во много раз. Работница Трикотажной фабрики А. И. Жукова не только регулярно писала о жизни своего предприятия, но и делилась с читателями стихами:

 

На бой с врагом идут мужчины,
мы заменить бойцов должны.
На их местах — к станкам, к машинам
Вставайте, дочери страны!

Чтоб опрокинуть строй фашистский
Усилим и в тылу борьбу,
За руль беритесь, трактористки!
Все на уборку и косьбу!

 

Активными женкорами стали Агриппина Козлова (сельхозартель «Красный факел»), Анна Волчкова (резчица по дереву, село Богородское), работница типографии А. Михайлова.

К великому сожалению, далеко не все корреспонденции подписывались полными именами, во многих случаях фигурировало всё тоже неопределённое «т.». Узнать о послевоенных судьбах наших военкоров очень трудно, почти ни о ком из них я не нашёл сведений в справочных изданиях, вышедших в нашем районе в 90-х и начале 2000-х годов. В списках не значатся.

Что же, вот она, служба солдата...

 

Алекс Рдултовский