Мы думаем, что знаем о безопасности всё. По сто раз мы напоминаем детям: «дверь никому не открывай», «не разговаривай с незнакомыми», «не переходи улицу в наушниках». Но при первой же проверке оказывается, что они совсем не готовы к опасным ситуациям. Да и взрослые зачастую поддаются панике и неспособны принимать адекватные решения. Жестокий пример — минувший пожар в ТЦ «Зимняя вишня», когда многие не смогли применить даже элементарные знания по эвакуации из помещений.

Мы провели небольшой опрос и попытались выяснить, нужны ли уроки безопасности в школе и помогают ли в реальных ситуациях полученные детьми теоретические знания? Заодно протестировали людей на знание бытовой безопасности — представили респондентам три ситуации, в которых мог оказаться любой человек, и спросили:

— Как бы они реагировали, если вспыхнул телевизор?

— Что бы делали, если разбился термометр?

— Как действовали, если застряли в лифте?

 

КИРИЛЛ, учащийся 6 класса:

— В нашей школе есть уроки ОБЖ. Думаю, что они помогут в жизни, так как учат тому, чтобы я не растерялся и не паниковал в экстремальных ситуациях.

Если загорелся телевизор, надо его потушить. Но сам бы я этого делать не стал, позвал бы соседей. Если их нет, тогда позвонил в службу спасения по телефону 112.

Когда разбился градусник, нужно открыть окна и выйти из помещения на улицу или в коридор. Что делать с ртутью, не знаю.

Если застрял в лифте, нужно нажать кнопку помощи и ждать спасателей.

 

ВЛАДИМИР, пенсионер:

— Этот предмет у нас был и в советское время, что­то вроде военной подготовки. Конечно, такие уроки очень нужны. Например, младшего внука научили, что нельзя с посторонними людьми разговаривать, и он это чётко соблюдает. Даже мне говорит: «Дед, куда пошёл, смотри там посторонние, отойдём в сторонку».

Если вспыхнул телевизор, нужно сразу обесточить. Когда электричество отключено — полить водой и вызвать службу 112.

С градусником сложнее, так как ртуть очень опасна, тут лучше сразу подключить специалистов. Но это всё денег стоит, вот в чём беда, а денег у населения нет.

Не дай бог кому­нибудь в лифте застрять, потому что есть такое понятие, как клаустрофобия — боязнь замкнутого пространства. Лично для меня она не столь существенна, но иногда накатывает, особенно в лифте. Когда я в кабину вхожу, почему­то мысли сразу возникают: «Если лифт встанет, что я буду здесь делать, особенно с посторонней женщиной?» Если серьёзно, то надо жать кнопку вызова диспетчера.

 

ОЛЬГА:

— Уроки безопасности жизнедеятельности в школе очень нужны. У меня дочь закончила девятый класс, я знаю, что к урокам ОБЖ относятся очень серьёзно. Но, как мне кажется, в советские времена в этом предмете было больше практики, с учащимися проводили «Зарницы», к этому присоединялось ГТО, нормативы сдавали. Сейчас ГТО снова вводится, и это очень хорошо.

У телевизора я бы сразу отключила электропроводку. Тушить лучше всего песком, если его нет, то даже не знаю чем, но точно не водой.

Когда разбился ртутный градусник, надо вызывать СЭС. Ртуть можно аккуратно собрать, поместить в банку, залить водой, чтобы не было испарений. Это я сейчас знаю, но в детстве, конечно так не поступала, и даже маме не говорила.

В лифте тоже приходилось застревать: не нервничаем, жмём на кнопку вызова диспетчера, ждём, когда ответит. Помощи мне тогда не долго пришлось ждать, минут пять.

 

ОЛЬГА ФЁДОРОВНА:

— Это очень важно, особенно эвакуацию знать, потому что столько случаев было при пожаре, когда и дети погибали. Они просто не знали правила безопасности, а ОБЖ даёт эти знания. Как пользоваться тем же противогазом, как выходить по пожарной лестнице — всё это нужно знать, чтобы не паниковать в стрессовой ситуации.

Реально, как я поведу себя в стрессовой ситуации, я не знаю, потому что в ней никогда не была. При возгорании телевизора, мы его обесточиваем и, поскольку водой заливать электричество нельзя, пытаемся сбить пламя, накрыв его какими­нибудь вещами.

Когда разбился градусник, надо собрать ртуть веником.

А в лифте есть кнопка вызова лифтёра, если застряли, нажимаете на неё или звоните спасателям. Ещё в лифте есть вентиляционный люк, если помощь не пришла, то можно попробовать выбраться через него.

 

КИРА, учащаяся 3 класса:

— На уроках ОБЖ нам рассказывают, что нельзя по улице ходить в наушниках, бегать, разговаривать по телефону, когда ты едешь на велосипеде, надо с него слезть, прежде чем переходить дорогу. У нас в школе несколько раз была тренировочная эвакуация, так что если здание загорелось, мы знаем запасные выходы.

Если загорелся телевизор, я выбегу из квартиры и позвоню пожарным по номеру 112.

Когда разбился градусник, надо позвать родителей. Сама ртуть собирать не буду, она опасная.

В лифте, если застрял, надо нажать на кнопку с колокольчиком.

 

ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА ЗОЛОТЫХ:

— Раньше у нас было НВП, теперь у детей ОБЖ, это нужный предмет, который помогает детям научиться действовать в определённых непредвиденных и, возможно, экстремальных ситуациях. Конечно, без практики сложно сказать, насколько человек готов применить эти знания.

Телевизор буду сразу вытаскивать из розетки. Автоматически будут тушить пламя, скорее всего, не водой, вдруг взорвётся, а какими­то подручными средствами.

Ртуть подмету веником, главное не руками.

В лифте надо вызывать лифтёра. Отжимать двери и вылезать самостоятельно не буду.

 

НАТАЛЬЯ:

— Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности однозначно нужно. Другой вопрос, кто это будет преподавать так, чтобы это было квалифицировано и интересно. Теорию нужно больше подкреплять практикой, показывать прикладные вещи.

При вспышке телевизора нужно быстро выключить пробки, перекрыть электричество во всей квартире. На очаг возгорания нужно накинуть какое­нибудь одеяло, чтобы перекрыть доступ кислорода, и вызвать пожарных. Нельзя тушить электроприборы водой.

Градусник тоже приходилось разбивать в далёком детстве. Помню, как мама ртутные шарики собирала на бумагу, а уж куда потом она выбрасывала, я не знаю. Сейчас в быту мы используем электронные градусники.

В лифте есть кнопка вызова диспетчера, позову на помощь.

***

Как мы видим, теорией ОБЖ и взрослые, и дети владеют не так уж плохо. Многие отметили, что к знаниям им, конечно, не хватает практики. При этом взрослые интересовались, верно ли ответили на вопросы, а дети признались, что не слишком серьёзно относятся к урокам ОБЖ, им просто нравится, что там всегда ставят «пятёрки».

 

Оксана Перевозникова

Фото Семёна Семёнова

 

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

Как тушить загоревшийся телевизор?

• быстро отключи прибор от сети;

• засыпь огонь песком, землёй из цветочного горшка, стиральным порошком;

• накрой плотной тканью, покрывалом, курткой, ковриком, чтобы перекрыть доступ воздуха к пламени и чтобы огонь не распространился по квартире;

• предупреди спасателей по телефону 112.

Важно: нельзя тушить водой включенные в сеть электроприборы.

 

Что делать, если разбился термометр?

• сообщить о случившемся взрослым (если разбил ребёнок) или в службу 112;

• собирать ртуть можно только в перчатках с помощью резиновой груши, кисточки, пластилина, жевательной резинки или мокрой ваты;

• поверхность, где разлилась ртуть, нужно оставить под слоем влажной соли на несколько часов. При этом ртуть образует малорастворимые соединения, которые можно удалить механически, многократно промывая загрязнённое место;

• проветрить помещение.

 

Как действовать, если застрял в лифте?

• если вы застряли в лифте, помочь себе вы можете только одним способом: успокоиться и связаться с диспетчером. После этого расслабьтесь и получайте удовольствие, ведь Вселенная подарила вам несколько минут свободного времени;

• если связь с диспетчером не устанавливается, вам поможет мобильный телефон. Если в лифте написан телефон аварийной службы, звоните по нему. Если же нет, свяжитесь с близкими;

• если телефон не ловит, наберите в лёгкие побольше воздуха и громко покричите. Люди снаружи могут вас услышать и помочь;

• ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно выбраться из лифта — это смертельно опасно.

Важно: не пытайтесь выбраться из закрытого лифта через аварийный люк, в большинстве случаев они прикручены болтами. Осознайте, что бы ни происходило с лифтом, пассажирам безопаснее всего оставаться внутри.