На прошлой неделе в Сергиевом Посаде был презентован проект нового пешеходного маршрута «По пути наследия». По задумке архитекторов он пройдёт от Белого пруда в центре города до сквера с обелиском на улице Глинки. Со своей стороны мы, журналисты, хотели бы внести предложения по грядущему благо­устройству.

Речь идёт о памятнике защитникам Отечества, стоящем на берегу Белого пруда. Дело в том, что бронзовые фигуры конкретных людей, участников исторических событий в нашем городе, долгие годы остаются, по сути, безымянными. Мало кто из местных жителей, не говоря уже о туристах, может правильно назвать имена тех, кому посвящён памятник, или хотя бы правильно указать историческую эпоху. Никаких надписей, которые могли бы в этом помочь, там нет.

В местной прессе эта тема уже поднималась, но, к сожалению, осталась совершенно незамеченной.

Памятник защитникам Отечества (авторы — московские скульпторы Андрей Орлов и Сергей Резепов) появился на берегу Белого пруда в сентябре 2010 года. Инициатором его установки был тогдашний мэр Сергиева Посада Николай Маслов, вскоре отправленный в отставку решением городского Совета депутатов под председательством Евгения Душко. Возможно, по этой причине памятник остался «недоделанным»: в политических баталиях про него попросту забыли.

Поводом к созданию монумента послужила круглая историческая дата: 400­-летие снятия осады с Троицкой обители. Как известно, в 1608-­1610 годах защитники монастыря в течение 16 месяцев успешно сопротивлялись попыткам взятия крепостных стен польско-­литовскими войсками. Этот эпизод Смутного времени широко известен.

Памятник у Белого пруда представляет собой композицию, состоящую из трёх фигур. В центре мы видим монаха, держащего в руках икону Троицы. Справа и слева от него — коленопреклонённые фигуры вооружённых мужчин. Кто же это такие?

Ответ прост. Стоящий в центре монах — знаменитый келарь Троицкого монастыря Авраамий Палицын, из «Сказания» которого мы многое знаем о трагических и героических событиях тех лет. Рядом с ним — посадские крестьяне Никон Шилов и Пётр Слота, ценой своей жизни взорвавшие подкоп под Пятницкую башню монастыря. Этот жертвенный подвиг не позволил врагам пробиться внутрь обители.

В память об этих событиях в начале ХХ века с двух сторон фасада арки Святых ворот Лавры были установлены отлитые из чугуна большие мемориальные доски. На правой из них сказано: «9 ноября 1608 года во время достопамятной осады Свято­Троицкой Сергиевой лавры польскими и литовскими отрядами вражеский подкоп, ведённый под Пятницкую башню, был ге­ройски уничтожен клементьевскими крестьянами Никоном Шиловым и Слотою, тут же в подкопе и сгоревшими. В увековечивание их славного подвига поставлена сия доска близ бывшего подкопа тщанием Московского отдела Императорского русского военно­исторического общества 12 января 1910 года».

Судьба мемориальных досок, к слову, тоже была непроста. В 1920 году, когда Лавру закрыли для богослужений, местные власти проявили революционную бдительность и сорвали их: наверху красовались двуглавые орлы, а в тексте можно было видеть слово «императорского». К счастью, совсем уничтожать их не стали. На место реликвии вернули после реставрации в мае 2014 года.

По нашему мнению, памятник защитникам Отечества требует разумной доработки. На постаменте следует разместить табличку с указанием имён Авраамия Палицына, Никона Шилова и Петра Слоты. Рядом уместно бы смотрелся стенд с информацией о событиях 1608-­1610 гг. и описанием подвига клементьевских крестьян. Возможно, это следует учесть при дальнейшей проработке пешеходного маршрута «По пути наследия».

Александр Гирлин