Никакой пасторальной лирики — только сложнейшая наука и высочайшие технологии. Агропром XXI века — индустрия с многомиллиардными оборотами, колоссальной социальной ответственностью и нарастающими вызовами. Девятнадцатая конференция Всемирной научной ассоциации по птицеводству, прошедшая в стенах птицеградского института ВНИТИП, не оставила сомнений, что это действительно так.

 

Новейшая специализированная литература для ознакомления учёных и фермеров не умещалась на пятнадцати столах. Ведь кто-­то её всю написал и прорецензировал. Ещё больше умов работали над прикладными исследованиями, на базе которых эти труды создавались.

А язык, на котором читают доклады кандидаты и доктора ветеринарных, химических и биологических наук?! Абсолютно не понятный никому за пределами сообщества, ничуть не проще языка физиков­-ядерщиков и топ-­программистов. Как это трудно смонтировать в голове с устоявшимся образом сельского хозяйства как отрасли прошлого, с помощью которой нельзя совершить серьёзного экономического рывка.

Академик РАН Владимир Фисинин, открывавший конференцию, придерживается иного мнения. Количество едоков растёт день ото дня, и всех надо кормить. По мнению доктора сельскохозяйственных наук, Россия имеет все возможности для того, чтобы вписаться в мировой продовольственный тренд. Через 30 лет потребность человечества в мясе вырастет в полтора раза ­­ до 500 миллионов тонн, и у нашей страны в этом разрезе перспективы самые благоприятные. Территория, водные ресурсы, относительно дешёвая рабочая сила, научный потенциал и не до конца использованный потенциал несушек и глубины переработки мяса и яиц, практически раскрытый на рынках развитых стран, — всё это позволит нашей стране не затеряться в глобальной экономике.

У индустрии «первого мира» свои заботы. Как нарастить КПД производства интенсивным путём, не имея конкурентных преимуществ России и развивающихся рынков. Немецкий профессор Роберт Рюле, представитель химического концерна BASF, рассказал о волшебной силе ферментов. Благодаря новейшим препаратам куры растут на 5­7 % быстрее и эффективнее. Обывателю от такой информации немного страшно. Не потому ли современные пятиклассники такие крупные… выше своих родителей на голову и весят вдвое больше? Крутилось в мыслях и другое лирическое отступление — сто лет назад эта же фирма занималась производством отравляющих газов, применяемых против русской императорской армии в Первую мировую… Наверняка на какой-­нибудь конференции учёный с белоснежной улыбкой рассказывал о новизне и революционности хим­оружия XX века.

Похожий эффект создают антибиотики, без которых развитие отрасли в последнее время немыслимо. Число птичьих инфекций год от года растёт. Штаммы гриппа, в том числе смертельно опасные для людей, мутируют. Куры, а с ними люди, теряют чувствительность к лекарствам. Человечество всерьёз рискует не просто остаться без бульона и жареных крылышек, но и численно поредеть наполовину, а то и больше. Разработкой и производством пилюль и инъекций для пернатых, кстати, занимается и местное предприятие «Агроветзащита». И котируется на рынке, если верить отзывам, весьма неплохо.

Фирмы­-производители, презентуя доклады, не упускали возможность прорекламировать свои препараты. Жёсткую дискуссию в ходе работы по секциям им навязывали представители конкурирующих институтов и фабрик. Кто прав, кто виноват — без кандидатской диссертации по заданной теме выявить не представлялось возможным. А может, оно и не надо нам, обывателям?

Со времён Вавилова и Лысенко научная дискуссия поднялась на принципиально новый уровень, не предполагающий общественного осмысления и одобрения той или иной теории. Разработка концепций продовольственной безопасности находится в руках профессионалов. Нам же остаётся забота сугубо о гастрономическом аспекте — таковы реалии.

 

Сергей Рунько

Фото Сергея Борисова