У весеннего женского праздника было два периода жизни. Одинпослевоенный, стабильно лирический. Посвящённый мамам, бабушкам, сестрам, подругам и женщинам вообще. В контексте весны и мимозы, деполитизированный, он добрался до наших дней.

В 1920­-30­-е годы никакой лирикиэто был Международный день солидарности работниц. А ещё, с легкой руки тогдашних журналистов, — «Красный Семик»…

 

В русской традиции Семик — день на Троицкой неделе, женский праздник непослушания. Крестьянки гуляли компанией, распевали ироничные песни про мужей и свекровь. И в строку это им не писалось — «от стариков заведено»!

Советская власть формально объявила равноправие женщины и мужчины. Но одно дело написать кучу декретов, а другое — претворить их в жизнь.

Возникло движение «женделегаток» — беспартийных активисток, в явочном порядке взявшихся внедрять новый быт и защищать интересы женщин. О чём только они не говорили на конференциях, судя по материалам местной прессы! От мировой революции до вопроса, нужно ли разводиться с мужем, если он не пускает на собрание.

Из делегаток формировались кадры женщин — советских работников. На Вифанской (Комсомольской) улице была знаменитый уличком Александра Жалченко, которая пробыла на этой работе 50 лет. Интересно, что начинала она с конфликтов с писателем Пришвиным из­за собак и участия в субботниках, а закончила участием в открытии ему мемориальной доски в 1960 году.

Эталонный образ делегаток можно найти в советской живописи и плакатах того времени. Красная косынка, короткая гладкая стрижка­фокстрот (атрибут раскрепощения!)

Особым предметом внимания женделегаток был детский вопрос. Они активно участвовали во всесоюзном движении «Друг детей» за права ребёнка. В архивных материалах сплошь и рядом их запросы к местной власти о создании очередной «детской площадки» (тогда так называли детские досуговые центры), о качестве питания в школьных столовых, об обязательном наличии в кинотеатре льготного детского сеанса… А ещё о привлечении к ответственности лиц, прославившихся «старорежимными замашками» в отношении домочадцев.

В нашем городе впервые 8 Марта отметили в 1918 году. К пятой годовщине этого события имя праздника присвоили бывшей зайцевской шелкоткацкой фабрике (позже завод № 6). Первые в городе ясли открылись в 1924 году в бывшем доме Ромейко на углу Вифанской и Пионерской, где позже находился методический центр образования. В 1935 году Штатно-­Сергиевская улица была переименована в улицу 8 Марта. Имя социалистки Розы Люксембург носила знаменитая по всей стране Трикотажная фабрика и улица на Рабочем посёлке (ныне Леонида Булавина).

На фото — одна из первых открыток, посвящённых 8 Марта. 1918 год.

 

Алекс Рдултовский