1992 год, Буэнос-Айрес. Хотьковчанин Виктор СМИРНОВ сидит в одном из кафе аргентинской столицы, наслаждается тёплым днём, прекрасным стейком и как заворожённый смотрит на пару на веранде, исполняющую страстное танго. Через несколько дней он, пилот «Аэрофлота», улетит обратным рейсом, а через двадцать лет — к тому моменту уже на шестом десятке — наберёт первую группу учеников.

 

Как танго пришло в Посад

Ещё недавно аргентинское танго в Сергиевом Посаде практически не танцевали. Танго существовало как часть спортивной бальной программы, и на этом в общем-то всё и заканчивалось.

Возможно, здесь нет ничего удивительного. Российское танго очень молодое — профессиональному движению нет и двадцати лет. Да и сам танец не стар, ему всего сто с небольшим.

В Сергиевом Посаде занятия проходят в ДК «Родник» на Клементьевке по воскресеньям. У себя в Хотькове Виктор Смирнов начал преподавать немного раньше, и сегодня в этом городе сложилась постоянная группа — человек десять, которые приходят регулярно. Он занимается со взрослыми людьми, и люди эти самые разные — от чиновников до художников, с разной подготовкой и разными физичес-кими данными.

А началось всё десять лет назад, когда Виктор завершал лётную работу и подумывал, чем бы занять свободное время, по-явившееся в избытке. Завёл пасеку, но этого ему показалось мало и тогда он вспомнил тот день в Буэнос-Айресе и то танго на веранде кафе.

Но первой в семье начала танцевать дочь. Марии было двадцать с небольшим, когда она записалась в школу Александра Вистгофа, одного из первых преподавателей, продвигавших аргентинское танго в Москве. Не прошло и года, как 50-летний отец, наблюдая за успехом дочери, окончательно определился — он тоже хочет танцевать. «Я всегда был спортивным, хотя танцами никогда не занимался, — вспоминает Виктор. — Но захватило так, что я приезжал на занятия шесть дней в неделю, на три часа каждый день. Было так интересно, что я не ощущал нагрузки».

 

Старых людей в танго не бывает

Увлечённый Виктор на этом не остановился. Он начал ездить на семинары преподавателей, закончил школу у аргентинских учителей в Санкт-Петербурге, несколько раз летал в Аргентину на курсы.

Наверное, думаете, что он возвращался с родины танго совсем другим — окрылённым, с новым представлением о мире, о танце? «Не совсем, — делает паузу Виктор. — Прилетал в Россию и понимал, сколько я ещё не умею».

Если вы начали заниматься танго, то приготовьтесь, что первые полгода-год получаться будет не особенно хорошо. Как и в любом деле, для успеха потребуется время, напоминает преподаватель. Зато есть и хорошие новости. Танго доступно почти каждому, а красивую одежду и дорогую профессиональную обувь на первых порах покупать необязательно — на уроках танцуют кто в чём.

Старых людей в танце не бывает, особенно если это танго. В Аргентине, рассказывает Виктор, на милонгах — многочасовых танцевальных вечерах — собираются десятки и сотни пар, и половина зала — это пожилые люди. Прекрасно выглядящие, хорошо одетые, пахнущие хорошими ароматами. Танго для них не просто танец, а способ общаться, повод провести приятный вечер с друзьями, вот такой стиль жизни.

«Танго — это бесконеч-ность, у него нет предела! Есть такие танцоры, которых невозможно догнать, просто невозможно! Не только в плане техники, но и в умении общаться, умении вести себя на милонгах, в отношении к жизни вообще», — рассказывает наш собеседник.

 

Где бы взять аргентинский темперамент?

В августе 2017-го россияне Дмитрий Васин и Сагдиана Хамзина стали четвёртыми на чемпионате мира по танго в Буэнос-Айресе. «Это огромный успех отечественной школы, — не скрывает восторга Виктор Смирнов. — Сами аргентинцы признают, что технически мы подготовлены великолепно. Нам бы вот ещё аргентинский темперамент, побольше эмоций».

Есть и другая особенность: в нашей стране по-прежнему танцоров-мужчин меньше, чем женщин. В Европе, например, и тех и других примерно поровну, а бывает, что и женщин не хватает.

Тем не менее русские танцоры отлично вписались в мировую традицию танго, вызывая восхищение по всему миру. В прошлом году Виктор почти каждый месяц участвовал в европейских танго-марафонах и фестивалях. «Рига, Будапешт, Берлин, Вильнюс, Франкфурт, — перечисляет он, — и на каждом фестивале есть наши».

Между словами «танго» и «общение» можно поставить знак равенства, и даже на самом обычном танцполе часто завязываются знакомства, которые перерастают в нечто большее. На занятия приходят и семейные пары, и нередко можно слышать возгласы супругов после двадцати лет брака — мол, вот же как, я только сейчас понял, какая у меня жена!

 

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Виктор Смирнов. Преподаватель аргентинского танго, пчеловод. Житель Хотькова. Бывший пилот «Аэрофлота», на флагмане советских авиалиний ИЛ-62 облетел всю планету — от Японии до Латинской Америки. Профессиональный лётный стаж 26 лет, сейчас работает диспетчером частного вертодрома. Учился танго в Аргентине. Регулярно представляет нашу страну на международных танго-фестивалях.

 

 

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Танго раскрепощает, стирает границы. Когда на одном танцполе оказываются банкир и простой рабочий, границ нет. Банкир может танцевать хуже рабочего и завидовать тому. В танго нет ограничений. Когда я учился, в нашей группе были и строители, и топ-менеджеры, каратисты, и офисные работники. Нельзя сказать, что танго — это только для развитых интеллектуально или физически.

 

А ещё в танго нет места соревнованию, это не спорт. Танго учит чувствам, отношению к женщине, умению понимать друг друга без слов. Учит слышать музыку — не случайно говорят, что танго танцуют трое: мужчина, женщина и музыка.

 

Милонга — танцевальный вечер, а часто и ночь. В Москве милонги популярны, они проходят почти каждый день, а по выходным танцуют на трёх-четырёх площадках в разных частях города.

Милонга в Буэнос-Айресе ►